Сибирские огни, 1935, № 6

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ ПП!М»Ш1Щ1»Н11ШН1№11!№1№ 185 Отдельные неплохие главы и отрывки, как, например, «кулацкая библия», «агитплакат» и другие не изменяют общего тона книги. И дела не в том, что «свет» и «тени» распределены в ней неравномерно, а в том, что «тени» большей частью рисуются не с наших позиций. Надо подчеркнуть своеобразный прием Абрамовича-Блэка. Неправильные, клеветнические суждения автор часто вкладывает в уста людей, которых он ат- тестует врагами, «шлаком», «человеческим утилем». Но, получив при помощи ав- тора массовую трибуну, этот «человеческий утиль» распоясывается во-всю, и его клевета не разоблачается. Нередко просто не знаешь, где кончаются выска- зывания врагов и где начинает говорить сам автор. Лексика у них почти одна и та же. Даже специфические словечки, как, например, «будьте верочкой», ко- торые '"автор сначала вкладывает в уста критикуемых им персонажей, потом по- вторяются им в собственных ремарках (см., например, стр. 120). К слову надо сказать, что язык «Записок» часто дает более точное предста- вление о лице автора, чем его прямые высказывания, которые «приправлены» аллилуйскими цитатами и вполне лойяльными сентенциями. Книга в целом неверно рисует якутскую действительность. Чтобы не быть голословным, приведем отдельные выдержки. Гигиена. О якутской бане: «Не берите с паром! пусть их сам чорт берет, если может. Все равно в любом «номере» дышать нечем, а вшей везде одинако- вое количество» (стр. 21). «...Нечего размазываться в дороге. Я вон с Надькой пари держал, что до самого Колымского мыться не буду... и не буду!» — набра- сывается «мадам» Повалишина на своего мужа (стр. 116, смотри также стр. 66—57). Вообще вся Якутия, по описанию Абрамовича-Блэка, переполнена вша- ми, клопами. Печать и литература. «Культпроповская литература шла на обертку пайко- вых продуктов» (стр. 20). Центральная якутская «газета забита сплошь однооб- разными судебными отчетами» (стр. 22). Каковы женщины Якутии, Колымы? Ка- ковы жены тех работников, которые присылаются из центра? Они, согласно вы- сказываниям Абрамовича, все проститутки (см. стр. 101—il04, 118—119, 155). Каков якут, каков его быт? Вот бытовая картинка: «Вчера под вечер разо- гревал котлеты, неудачно взял из камелька горячую эмалированную тарелку. Тарелка выпала из рук. Скорее играя в брезгливость, чем чувствуя ее на самом деле (надо же учить «дикарей» гигиене!), поднял запылившиеся обломки снеди,— выкинул за дверь. Там, слышно было, воют псы. Следом за мной выбежал на двор якут-хозяин. Тогда задержался посмотреть, что он будет делать. Увидел. Якут, ползая на четвереньках и отгоняя собак, подбирает куски и, не заботясь о приставшем снеге, засовывает котлету в рот» (стр. 36—37). Картина и омерзи- тельная, и фальшивая. Каковы советские товары и каково снабжение нами наших северных райо- нов? Автор рассказывает: «Колыма все еще дышит «заграницей». Даже в осно- ву планов местных хозяйственных организаций входят, как правило, иностран- ные шхуны. Под водку и без водки разговор двух «колымчан» всегда сводится к спору — придут ли в том году иностранные торговые суда. Если придут, зна- чит, жить будем. Мануфактура (не советская дрянь, а заграничное «коверкот- ство») завалит прилавки советских кооперативов» (стр. 152—153). Абрамович- Блэк и его защитники могут ссылаться на то, что приведенная цитата не слова автора, а передача им разговора двух колымчан. Но где разоблачение этой кле- веты? Где дано в книге правильное описание революционной роли советских снабженческих и торговых организаций, роли этих организаций в завозе не только предметов потребления, но и орудий производства, переделывающих экономическую и социальную жизнь Колымы? Всего этого в книге нет. Несмотря на кавычки («заграницей», «коверкотство») и указаний на то, что заграничные фу- файки «разлезаются после первой же стирки», все же остается впечатление, что советская Колыма «дышит заграницей». Теперь о кадрах. «Кадров почти нет» (стр. 22). «Как правило, совработники вылавливаются якутскими организациями из «центра» на приманку крупных ста- вок, под'емных и суточных, оплаты дорожных и прочих расходов в оба конца» (стр. 23). Запомним: «как правило»; Всех присланных из центра русских работников автор рисует рвачами, пья- ницами, держимордами. Таковы «рыкачевцы», Комаров и другие. В противовес им автор чаще всего *противопоставляет националов, «учителей Окоемовых», хо- тя в их суждениях не мало отсталого и местнического. В общем же, по Абра- мовичу-Блэку, все работники Якутии как приезжие, так и местные — воры, жу- лики, проститутки, классовые враги. Характерно, что весь этот «человеческий утиль» весьма откровенен с авто- ром «Записок». При первой же встрече с Абрамовичем они откровенничают с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2