Сибирские огни, 1935, № 6

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ КНИГА О РОЖДЕНИИ СОВЕТСКОЙ ХАКАССИИ Литература о Хакассии незначительна. Не только экономисты, историки, гео- графы и другие научные исследователи, но и писатели-очеркисты, за отдельны- ми исключениями, обходили или, вернее, не доходили до сих пор до темы о советской Хакассии. Е. Филиппыч изучал Хакассию не только по книгам, но и путем непосред- ственного знакомства с хозяйственными, культурными и бытовыми особенностя- ми этой страны. Писатель несколько раз и в разные годы проехал по всей стра- не, пересекая ее с севера на юг, с запада на восток. Результатом такого изуче- ния и является книга очерков Е. Филиппыча «Рождение Мал-Хадари». кМал-Хадари» — название одной из национальных сельхозартелей, органи- зованной в числе первых колхозов Хакассии. «Совсем еще недавно в этом уголке Хакассии задавали тон и распоряжались :именитые родовые баи... На родового бая Катаева Ланона работало 18 батраков. •Свой скот он примерял на-глазок: овец тысячи четыре, коров должно быть, •пятьсот»... И вдруг на всю степь известные улусы теперь уже не улусы, а колхоз, '«Мал-Хадари». Однако, старый батрак Камыс все-таки недоумевает: «Колхоз — это хорошо. А почему в улусах все осталось попрежнему?» Все осталось по- прежнему потому, что «в артель принимали всех подряд, лишь бы побольше: и батраков, и бедноту, и середняков, а вместе с ними Доможакову Татьяну, Домо- жакова Муклая, Сафьянова Павла, Болганова Майрука, Катаева Панона». Баи вошли в колхоз со своими батраками. Но далеко не со всеми своими стадами, отарами и табунами... Баи вошли в колхоз, не только спасая свою шку- ру и свой скот. Они внесли в него вредительство, направленное на дискредита- цию и развал колхоза. Сразу же вырос процент заболеваний и падежа скота в колхозе, а вне его кулаки истребляли скот беспощадно, чтобы он не попал в руки колхоза. Неудивительно, что старый бедняк Камыс Санзараков на каждом х.обрании ставил свой недоуменный вопрос: — '«Ты мне скажи, как это так: я — колхоз и Панон (бай, — П. 3.) колхоз? :Я на него всю жизнь спину гнул, а сейчас он мне товарищем будет?» Скоро кулаки были изгнаны из колхоза. Колхозники решили перестроить самый быт. Из восьми старых улусов потянулись они к восьмому — Усть- Камыште. «Колхозники ехали строить на новом месте новые светлые и просторные дома, новую светлую и просторную жизнь. И первым домом, который они по- строили, была школа». История возникновения «Мал-Хадари», его роста и укрепления очень типич- на: она как бы символизирует рождение и укрепление в 'Хакассии нового кол- хозного строя, рождение и укрепление советской Хакассии вообще. Что пред- ставляла Хакассия до революции? Слово «хакасс» впервые упоминается в ки- тайских источниках в 95 г. до христианской эры. В течение нескольких веков хакасские племена имели политическое об'единение, грозное для соседей. Но уже к XV веку это государство теряет свою самостоятельность и постепенно становится добычей более сильных завоевателей. Отряды русских казаков-добытчиков в начале XVII века начали системати- ческое завоевание края, а затем последовало обложение ясаком «инородцев». Пришельцы опираются на родовое байство, которое по доверию царской власти стало возглавлять «инородные управы» и «родовые управления». О жестокости этих родовых управителей можно судить по одному яркому факту, который приводит в своей книге Е. Филиппыч. В свое время «головой» Аскызской ино- родной управы был кулак Олько Чудогашев. О. Чудогашев буквально «подме- тал свое крыльцо боками и спинами сородичей». Нечего и говорить, что в ус- ловиях колониальной эксплоатации и гнета страна оказалась на пути к обнища- нию, даже к физическому вырождению. Уже во второй половине XIX века при- остановился естественный прирост населения. В 1860 г. насчитывалось 33,6 тыс. чел., по переписи 1897 г, — 34 тыс. Показателем величайшего невнимания и пренебрежения к этой националь- ности при капитализме было, что забыли даже название национальности — слово «хакассы». Вошло в практику называть хакассов просто «минусинскими татарами». 1 Е. Филиппыч, «Рождение Мал-Хадари», Новосибирск, 1935 т. цена 3 р. 60 коп., переплет 1 руб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2