Сибирские огни, 1935, № 6
ЖЕНЩИНА И РЕБЕНОК В ПОЭЗИИ lllllllllllffiiinilllilUllllUH 181 Она во тьме под утлыми судами Горит, как путеводная звезда». Дети, рожденные от такой любви, должны быть счастливы, — и Шекспир многократно воспевает хорошее здоровое потомство: «чтоб роза красоты цвела из рода в род», «чтоб миру в оттисках был подлинник оставлен», «спеши дру- гому передать прекрасный облик твой». Темам материнства и отцовства гениальный поэт посвятил 15 сонетов. Если Шекспир столь определенно и философски-глубоко увязывает любовь с материнством и отцовством и ставит вопрос об ответственности родителей пе- ред потомством, то еще более серьезное требование к женщинам — женам и ма- терям — предъявляет крупный- итальянский поэт начала XIX века Джакомо Лео- парди, для которого любовь — не только наслаждение, но и «родник высоких побуждений». В стихотворении «На свадьбу сестры Паулины» он пишет: «О, женщины! Великих дел от вас Ждет родина. Не на позор и гибель Дан людям блеск лучистых ваших глаз. Он и меча, и пламени сильнее. Герой, мудрец мечтают о любви, Пред вами клонят головы покорно, И вы за все ответить нам должны». Однако, таких мыслей о любви и женщине, какие мы видим у Шекспира и Леопарди, в мировой поэзии не много. Благородным, подлинно-человеческим отношением к женщине и детям про- никнуты многие строки Пушкина. Не даром Белинский ставил в большую за- слугу Пушкину создание поэтического образа Татьяны. Этот образ, при всей его ограниченности рамками семьи, поднял в тогдашнем русском обществе ува- жение к женщине, сыграл для своего времени прогрессивную роль. Блестящую пустоту дворянско-аристократической жизни, мишуру великосветского «маска- рада» Татьяна была готова отдать «за полку книг, за дикий сад, за наше бед- ное жилище», — уже одно это противопоставление наводило читателей «Онеги- на» на новые мысли... Обаяние лирического образа Татьяны прошло через де- сятилетия. Вспоминается и другой трогательный женский образ Пушкина — «за- думчивая Мэри» из «Пира во время чумы» с ее «жалобной песней», и ряд широ- ко известных отдельных лирический мыслей о детях» («Младенца-ль милого ла- скаю» «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» и др.) и звучащие, как завеща- ние, строки: «И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть»... Тема о матерях и детях занимает большое место в творчестве Некрасова. Достаточно вспомнить его «Мать», «Рыцарь на час», «Внимая ужасам войны», целый цикл стихов «Русским детям» и особенно одно из неоконченных посмерт- ных стихотворений, посвященное «великому чувству», связующему мать с детьмиг «Великое чувство! Его до конца Мы живо< в душе сохраняем. Мы любим сестру- и жену, и отца, Но в муках мы мать вспоминаем». Так запой, о, поэт, чтобы всем матерям На Руси на святой, по глухим деревням, Было слышно, что враг сокрушен, полонен, А твой сын невредим и победа за ним: «Не велит унывать, посылает поклон»... 2сли к этим некрасовским стихам прибавить созданные им героические об- разы «русских женщин» — жен декабристов Трубецкого и Волконского, то роль этого поэта в борьбе за право женщины и ребенка представляется сугу- бо значительной. В этом отношении Некрасов сочувственно перекликается со своими знаменитыми современниками, предшественниками научного социализ- ма — Герценом и Чернышевским. Герцен писал: «Странное дело! Девятнадцать столетий христианства не могли людей научить понимать в женщине человека. Кажется, гораздо мудренее понять, что земля вертится около солнца, однако? поспорили да и согласились, а что женщина — человек, в голову не помеща- ется». Аналогичные мысли высказывал и Чернышевский: «Полного счастья нет без полной независимости. Бедные женщины, немногие из вас имеют это сча- стье!» И в другом месте: «Каким верным, сильным, проницательным умом ода- рена женщина от природы! И этот ум остается без пользы для общества, оно отвергает его, оно подавляет его, оно задушает его, а история человечества по- шла бы десять раз быстрее, если бы этот ум не был отвергаем и убиваем, а действовал бы... Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышать- ся до независимости».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2