Сибирские огни, 1935, № 6

78 DtElilШ!militilUtDTliIНlIlШШШШШШйСШИНШиИИi пMПItlTlIFiDlilBlilИliШИШШHlil!ItJfИlJisl'lИШШШП!]!]!IHast:И!iНШНПШШсЦШТШШШШШНи Г, ВЯТКИН ющей земле... Потрясенный зрелищем многовековой трагедии, Адам решается на самоубийство, но известие о том, что Ева почувствовала себя матерью, за- ставляет его отказаться от этого мрачного решения, дает ему импульс для гря- дущей борьбы и победы. Трагедия заканчивается призывом к борьбе — через ребенка, через новые поколения. Через полвека после Мадача аналогичную мысль более определенно выска- зал Ибсен устами Грегерса в «Дикой утке»: знал, что возрождение должно совершиться через ребенка». Возьмем нескольких классиков, наиболее популярных, и посмотрим, как ин- тересующая нас тема показана у них. Остановимся на Байроне, чье влияние на мировую литературу было в XIX ве- ке огромно и чей голос является для буржуазной западно-европейской поэзии весьма характерным. Длинная галлерея байроновских женщин, как в личной жизни поэта, так и в его творчестве, достаточно разнообразна. Тут мы видим и черноокую девуш- ку из Кадикса, и византийскую красавицу Флоренсу, и «бледную от дум» Дже- невру, которой он посвятил несколько своих сонетов, и леди Гальтон, которой посвящены «Еврейские мелодии», и других, в том числе и двух женщин, от ко- торых .Байрон имел детей: Анну Мильбэнк (дочь Ада) и Жанну Клермон (дочь Аллегра). В поэзии Байрона разбросано не мало комплиментов женской красоте и грации, но моральная оценка женщин дается чрезвычайно низкая: «О женщина, прекрасный лжец, Юнцов доверчивых ловец». По характеристике В. Фриче, женские образы байроновских произведений скомпанованы исключительно под углом культа любви, как страсти. Его женщи- ны и девушки живут лишь для наслаждения, для страсти, они сознают себя лмшь как любовнццы — и только. Таковы, впрочем, и герои поэта: Чайльд-Га- рольд, этот «поклонник наслаждений», который жил «не зная дела и трудов, среди вакхических пиров, среди любовных похождений», таков Сарданапал, с его девизом «ешь, пей, люби» (примечательно, что когда Сарданапал узнает о вос- стании, грозящем ему гибелью, он заявляет, что «не продаст улыбку милой де- вы за весь народный гул») и другиг. Личное отношение Байрона к женщинам — крайне примитивно и цинично. Его привязанность к ним кратковременнэ и эфемерна. Даже матери его детей не вызывают в нем серьезной и длительной привязанности. Отцовское чувство ему неведомо — больше того: мы наблюдаем у него отвращение к отцовству: он сожалел, что его первый ребенок — дочь Ада — родилась не мертвой и смотрел на нее, как на неприятную обузу; он радовался смерти другой своей дочери — пятилетней Аллегры, как случаю, разбившему его связь с Жанной Клермон. По- сле всего этого странны и непонятны те несколько теплых строк, с которыми обращается поэт к дочери в «Чайльд-Гарольде». Возьмем Фридриха Шиллера: Этот блестящий немецкий романтик — боль- шой поклонник женщин. У него есть целые лирические пьески с характерными названиями «Достоинство женщины», «Могущество женщины». Но к чему сво- дятся эти достоинства и могущество? По Шиллеру «женщину лишь красота вен- чает на царство». А если красоты нет? Тогда остается или сантиментально-меч- тательная романтика или — домашнее хозяйство. В стихотворении «В альбом девушке» поэт пишет по адресу мечтательницы: «Будь счастлива средь милых заблуждений. Пусть с высоты невинных сновидений Тебя действительность не свергнет невзначай». Шиллер либо дает женщине в спутники амуров, нимф, сильфидов и мотыль- ков, изолирующих ее от живой реальной жизни, либо, как в «Песне о колоколе», проповедует мещанский идеал семейно-хозяйственного накопления: женщина- хозяйка «Прилежной работой Порядок ведет И множит доход И копит богатства В прилавках сосновых». О материнстве Шиллер молчит. Не без сочувствия он рйсует даже мать- детоубийцу (поэма «Детоубийца»), которая из-за измены возлюбленного убива- ет ребенка-сына и идет затем на казнь. Мотивы материнства и отцовства немногочисленно, но глубоко и ярко пред- ставлены в лирике Гете. Он был едва ли не первым поэтом, «осмелившимся» воспеть «неэстетическое» явление беременности: «Счастье — в об'ятьях любимую крепко держать, пламенея, Если впервые у ней сердце стучит о любви.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2