Сибирские огни, 1935, № 6
г. вяткин ЖЕНЩИНА И РЕБЕНОК В ПОЭЗИИ <В нашей стране женщина-мать — это самый почетный человек. В росте численности нашего населения мы видим источник умножения богатства стра- ны и ее успехов, потому что «из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры». (Сталин). ...Сталинская забота о человеке, о матери и ребенке стала краеугольным камнем нового общественного строя. Весь вздор буржуазных мракобесов, низ- водивших женщину до уровня рабыни и животного, уничтожен у нас реальным отношением людей на фабрике и заводе, в колхозе и совхозе, на работе и в быту. Социалистический строй возводит материнство' в культ и делает все для воспитания здорового поколения. Социализм — это уничтожение эксплоатации человека человеком! Социа- лизм — это забота о людях, подлинный расцвет цивилизации! Социализм — это быстрый рост населения и оздоровление всего человечества!». Так писала в передовой статье «Правда» 28 мая с. г. Женщина и ребенок органически входят в широкое сталинское понятие кадров, в сталинский тезис о внимании к человеку. Социалистический строй воспитывает молодежь в атмо- сфере глубокого уважения к женщине, высоко расценивает материнство и предо- ставляет для лучшего воспитания детей все возможности. Эти великие задачи должны найти и находят естественное отражение не только в ряде крупнейших практических мероприятий, но и в искусстве и литературе, как важных воспита- тельных факторах в системе строительства бесклассового социалистического об- щества. И вот с этой точки зрения весьма интересно и поучительно проследить, как выявлялась и трактовалась тема о женщине и ребенке в наиболее характер- ных этапах мировой поэзии. Предпринимая эту историко-литературную экскур- сию, мы должны оговориться, что в рамках журнального очерка она, естествен- но, будет беглой и схематичной и далеко не исчерпает богатейших литератур- ных материалов. Тем не менее, и в этих рамках обзор не теряет своего инте- реса, ибо приводимые нами текстовые иллюстрации являются не только литера- турными цютатами, но и яркими документами эпохи, среды, экономических, ре- аигиозных и иных влияний. Материнство и отцовство коренятся глубоко в человеческой психике, но со- знательное отношение к этим инстинктам развивалось чрезвычайно медленно, на протяжении многих тысячелетий. И едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что только теперь, в XX веке, в Союзе советских социалистических рес- публик человек научился смотреть на эти инстинкты с подлинно человеческой точки зрения. Лирика, как наиболее интимная область творчества, живее и чаще, чем ка- кая-либо иная литературная форма, отражает эти мотивы: в ней, как в зеркале, можно проследить отношение к женщине, к любви, к детям. Конечно, всегда существовало половое влечение, всегда существовала забо- та о потомстве, но первая колыбельная песня пришла, несомненно, значительно позднее, чем первобытное половое чувство, и еще позднее возникла мысль о моральной ответственности за потомство, о бессмертной связи прошлого с насто- ящим и настоящего с будущим — через детей, о вековом человеческом коллек- тиве, в сокровищницу которого мы и дети наши должны вложить свою долю творческой мысли и энергии. Фридрих Энгельс в известной книге «Происхождение семьи, частной соб- ственности и государства» пишет: «До начала средних веков не может быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собою разумеется, что красота, близкие отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2