Сибирские огни, 1935, № 6

ВОСХОЖДЕНИЕ НА БЕЛУХУ — I , . ! И И И М Щ И И И Ж И И ^^ 147 ВО.Ч, причинит путнику зло. Духа Катун-Баш не задобришь камнем. Ему, какооль- шому начальнику, нужен богатый подарок. Одна из шаманских заповедей за- прещала алтайцу подходить к подножию священной горы. Если же была какая- 1ибо необходимость пройти возле ее ледяных склонов, то перед отправлением в путь надо было принести в жертву .духу горы девять молодых кобылиц, де- вять баранов зарезать. В тот вечер, лежа под тележкой на мягкой траве, я думал о далеком. Многие тысячи лет тому назад люди стали наблюдать за вершинами гор Прежде всего, они заметили, что оттуда приходят грозовые тучи. Если гора на- чинает сердиться, буранить, значит жди непогоды в долинах. Человек не в си- лах подняться на вершину горы. Непременно там живет кто-то всесильный, ко- торый может быть добрым другом, а чаще — злым врагом. Он может морозом запереть на горах воду и тогда иссякнут реки. Он может также разбросать ту- чи, остановить ветер, тогда пламенные лучи солнца расплавят вечный лед и ре- ки выйдут из берегов, на месте долин будут озера. Много зла причиняет этот невидимый враг. От него не укроешься: ему с высоты все видно. А его не до- станешь, — отвесные скалы преграждают путь. Приводится трепетать перед ним, ублажать его, а иногда развлекать песнями и плясками. Так человек создал бога и поселил его на .неизведанных вершинах. Слушая хохот шаманского бубна, я вспомнил слова проф. В. Сапожникова. В 1900 г. он писал о проводниках-алтайцах: «Многие калмыки-охотники великолепно знают горные тропы до снежных перевалов включительно, по у основания заповедных гор... их миссия заканчи- вается»". Не только алтайцы-шаманисты считали Белуху священной. Бурханисты 4 , от- казавшиеся от кровавого жертвоприношения, также трепетали перед грозной Катун-Баш. Разница лишь в том, что они сердитого духа горы угощали не мя- сом, а молоком и чаем. Они даже связали горные обвалы с приходом своего мессии. Еще недавно на Алтае бытовала легенда о хане Ойрате, который, уми- рая, сказал, что он вернется тогда, «когда упадут все три спицы снежных вер- шин Катун-Баш». Этой легендой не раз пользовались ламы, инсценировавшие приход хана Ойрата. «В 1900 г. одна из снежных спиц Катунского хребта под влиянием атмосфе- ры изменила свой контур, и этим воспользовался один нищенствующий монгсл- лама. Он выдал себя за Ойрата. Но не привлек к себе много приверженцев, так- как упала только одна вершина Катуни» 3 . Бурханизм оформился в 1904 г., когда алтаец Чет Челпанов назвал себя пророком, посланцем хана Ойрата. >В, 1904 г., по уверению калмыков, — писал Н. Бакай, — упала вторая спи- ца вершины Катуни и незначительно изменился контур третьей». Падение вершин Белухи - - плод фантазии проповедников новой религии. Все вершины стоят и поныне. Мог быть лишь обвал снежных навесов и кар- низов. С неменьшим благоговением относились к Белухе казаки. Один из кочевни- ков в верховьях Черной Берели говорил проф. В. Сапожникову: — Нам и смотреть близко на нее, нельзя. В течение ста лет ученые старались рассеять эти легенды и разненчать ве- личественную гору. В 1829 году доктор Буше, работавший на Колывано-Воскресенских заводах, пробрался в верховья Катуни и опроверг легенду о Белом озере. Но до само- го подножья горы он доехать не мог и ледника не видел, и даже Катунский хребет "несправедливо признал за-цепь гор, называемую Холзун»". Через четыре года по его следам пошел другбй врач тех же заводов — Ф. Геблер. Он увидел две острые вершины, покрытые вечным снегом, и широ- кую ледяную реку, спускавшуюся в долину. . Геб тер первый из ученых увидел рождение Катуни. Он был у ледяных гро- тов, из которых вырываются потоки грязно-молочной воды. Он даже взошел на нижнее поле ледника. Позднее этот ледяной поток был назван именем Геблера. Пионер исследования Алтая не мог правильно определить высоту горы. У него не было и мысли о восхождении на вершину. «Один предприимчивый охотник, - - писал Геблер, — хотел было однажды взойти на Белуху от Катунского ледника, но крутизна горы и особенно широ- кие трещины в оледенелом снеге воспрепятствовали ему это исполнить, так что 8 В. В. Сапожников. -— «Катукь и ее истоки». Томск, 1901 г., етр. 98. 4 Религиозное течение, возникшее на Алтае в 1904 г. 5 Н. Бакай. — «Легендарный Ойрат-хан». «Сиб. Огни» № 4 за 1926 г стр. 119. 0 «Горный журнал», 1836 г., ч. II, кн. 6, стр. 410, статья Ф. Геблера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2