Сибирские огни, 1935, № 6
А. КОПТЕЛОВ ВОСХОЖДЕНИЕ НА БЕЛУХУ 1. КАТУН-БАШ На юге возвышаются золотистые увалы полей. Каменные кабаны, уткнув морды в алтайский чернозем, подходят к полям. Высокие хребты, покрытые гу- стой щетиной хвойного леса, тянутся далеко на юго-восток. Там каменные ве- ликаны в снежных плащах сторожат истоки рек. Они смотрят на рождение ве- ликой сибирской реки Оби. Над их острыми головами сверкает ледяной трезубец Белухи — самой высокой горы Алтая. В 1927 г. я впервые ехал к поднйжию этой горы, окутанной туманом легенд. Проселочная дорога была грязной, камни сменялись ухабами, полными дожде- вой воды. Пара уставших за день лошадок едва тащила дрожки с легким короб- ком из черемуховых прутьев.. Ямщику давно хотелось остановиться на ночлег, но поблизости не было удобной полянки для коней. Вдруг мне показалось, что за рекой глухо крикнул филин. Что-то рановато он вылетел? Солнце еще лежало на острых шпилях западных гор. Потом послы- шался раскатистый хохот и дикий рев. Я понял, что где-то за рекой шаман вы- крикивает свои славословия грозным духам гор и бьет в бубен, разрисованный кровью. Большеротое эхо торопливо повторяет за ним. Видимо, в одинокой юр- те, которая стоит на том берегу реки, лежит больной. Возле его постели кру- тится шаман, пожилой человек в длинной и широкой шубе, к которой пришитб колокольцы и разноцветные ленточки. Может быть, где-нибудь неподалеку, на березовой жерди висит шкура лошади, которую по указанию шамана разорвали л<ивьем в жертву страшному богу Эрлику, и теперь знаменитый маг, могущий разговаривать с богами и духами гор, показывает алтайцам на восток, где воз- вышаются багровые вершины и лежат на них кровавые облака. — Жертва принята. Видите? Там Эрлик 2 пьет кровь жертвенного коня, — говорит он. А может быть, он принес жертву самому сильному из горных духов Алтая н теперь поет: ; О, стальная гора, которую не может обойти солнце! О, золотая гора, которую не может обойти месяц! Вино тебе для питья, Белая кобылица — тебе в жертву. Деды и отцы наши тебе поклонялись, От солнца несгораемый бурый камень, От месяца несгораемый золотой камень! Дай здоровье скоту нашему, Дай покой хозяину юрты, Семье его дай долгие дни. Грозная Катун-Баш с сильным ветром! Катун-Баш, голова реки Катуни, — так алтайцы называют Белуху. Она — самая священная гора на Алтае. Во время камлания доброму богу Ульгеню ша- ман поет о том, что он ло склонам этой горы поднимается на седьмое небо. Когда он изображает свое путешествие к злому Эрлику, то рассказывает, как открываются золотые ворота горы, через которые лежит-путь в подземелье. На всех перевалах через хребты Алтая возле самых троп лежат груды кам- ней, а на них — ленточки и ветки деревьев. Все это алтайцы привезли из до- лин и положили в подарок горному духу. Если его не задобрить, то он не раз- решит спуститься вниз, столкнет коня в обрыв или спустит сверху камень. Сло- 1 Из книги, издаваемой Зап.-сиб отд. ОГИЗа. г ;Злой бог.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2