Сибирские огни, 1935, № 5
186 llllllllllillffllilHIIIIIUI!^ ДНЕВНИК «СИБИРСКИХ ОГНЕЙ» В ПОИСКАХ Одиннадцать часов вечера. Уборщица, загромыхала в читальном зале ведрами. Дежурная библиотекарша и второй, и третий раз заглянула в комнату, не ре- шаясь прямо сказать кружковцам, что пора расходиться. Кружковцы увлеклись. Чинньгй /поря- док занятий давно уже нарушен; гово- рят три-четыре товарища сразу. Кто-то нападает на тему рассказа, .кто-то обли- чает героев, кто-то в азарте перечисляет синтаксические ошибки. Растерявшийся автор бросает реплики всем троим сра- зу. Сегодня это вполне понятно. Молодой автор взял для своего рассказа колю- чую тему о взаимоотношениях мужчины и женщины в студенческой среде и впал в крайность: частный случай распущен- ности обобщил в бытовое явление. Круж- ковцы — студенты и нестудентьг — дали отпор. Занятие затянулось. Впрочем, занятия затягиваются почти каждый раз, когда в кружке проводятся так .называемые творческие вечера, по- священные раэбору произведений самих кружковцев. А проводятся они довольно часто. Литературный кружок при Централь- ной библиотеке Новосибирска существу- ет второй год. Он может похвалиться крепким, постоянным активом, прекра- сными товарищескими взаимоотношения- ми, неослабевающим интересом к рабо- те. Но... он до сих пор не может пох- валиться единой методологической уста- новкой. Кружок пока еще в .поисках. Возник он. как кружок чисто библио- течный. Его назначением было — помочь читателю разобраться в вопросах ли- тературы. Наметили целую программу освоения классического наследия и изу- чения современных советских и запад- но-европей'оких писателей. Однако, на первом же занятии оказалось, что боль- шинство членов литкружка пишут и хо- тят учиться писать. Они потребовали теоретических лекций, практической по- мощи. Не считаться с ними было бы не- лепостью. Руко /волите.ию кружка ПРИШ- ЛОСЬ выработать что-то вроде комбини- рованной программы, которая удовлет- ворила бы и библиотеку, и кружковцев. Надо сказать плчмо, что комбинация удавалась плохо. На «библиотечных» за- нятиях кружковцы хотя и слушали до- кладчика, хотя .и высказывались сами, но как-то .вяло. Словно по обязанности. Думали о чем-то своем, а говорили то. что полагается в этих случаях говорить. Зато творческие вечера, как и сейчас, будоражили всех до одного, вызывали оживленные споры. * беседы, которые оканчивались сначала на улицах, а затем и на .KaaoTHpaix кружковцев. Попробовали внимательнее присмот- реться к составу кружка. Оказалось, что кружковцы историю литературы в об'еме .средней школы знают все. Нор- мальная программа литкружков оказа- лась для -них повторением пройденного. МЕТОДА К концу года кружок стал перестраи- ваться, так .сказать, на ходу, усложняя программу, приспосабливая ее к повы- шенным запросам кружковцев. И все-та- ки в конце года (а год затянулся до июля) кружковцы констатировали, что «библиотечная» часть программы их не удовлетворяет. Хотя для всех было ясно; что никакой литературный кружок без изучения классической и современной советской литературы работать не может. Новый учебный год в кружке начался поэтому опять-таки с методологических дискуссий. Два занятия целиком ушли на обработку плана и все-таки... твердой программы на весь год нет. Намечены только отдельные лекции по литературе, увязанные с практической учебой круж- ковцев... Поиски методов продолжаются. Это не так уж плохо! Во всяком случае, выя- снилось, что не может быть твердой стандартной программы для .всех вооб- ще кружков. В каждом отдельном 'Слу- чае, очевидно, нужно эту программу ви- доизменять. А пока кружок работает. На первое же осеннее занятие явился весь прошло- годний актив. Многие привели с собой товарищей. Лицо кружка обрисовалось яснее, чем год тому назад. Состав его оказался более однородным по своим ра- бочим установкам. Еще резче подчерк- нулись писательские, если так можно выразиться, тенденции. На одно из оче- редных занятий кружка пришел слесарь- мадьяр, не совсем еще овладевший рус- ским языком. Он .сразу же взял обяза- тельство: прежде всего одолеть синтак- сис. — Скажите мне, что надо читать, ка- кие учебники надо кутить... Даю честное слово, буду (работать ночами, два-три года, но я добьюсь своего, я напишу- книгу о своей жизни, о том, как я стал коммунистом. .Комсомолец рабочий завода горного оборудования Стороженко разрешает в СЕоей мастерской интереснейшее .произ- водственное задание. Но. у него есть и второе задание: повесть. Й оба задания разрешаются параллельно, дополняя од- но другое. По инициативе самих кружковцев, с первого же дня от каждого из них взя- ты своеобразные «творческие заявки». Каждый член кружка заранее об'явил. над чем он собирается работать в этом году. И как работать. В заявку входят не только творческие наметки, но и ра- бота над сырьем — над сбором материа- ла, над словарем. Третий раздел заявки —систематическое чтение литературы по определенному плану. Это — частичный результат споров о программе. Теперь на творческих вечерах кружко- вец не просто читает свое произведение, а отчитывается в принятом самообяза- тельстве по «сам его разделам. Одновременно кружок занят подбором
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2