Сибирские огни, 1935, № 5

1 6 0 111iftmrnirmtitHininiгтнйиUIlitMitiHiiiiПuitiintfitif»fiпиifiiuniHIEntншнлшнtiuiIUIни К Р И Т И КА И Б И Б Л И О Г Р А Ф ИЯ Т ОЛ СТ ОН, Как вековой тополь Глаза у него О большую чашку. Хотя сказка называется «Когутэй», — чем, очевидно, сказитель хотел под- черкнуть ту мысль, что сказка составлена на радость и утешение бедноте, — но основным героем сказки, по существу, является бобренок. «Однажды Когутэй синего быка седлает», «за пояс топор затыкает» и от- правляется в лес «сухие дрова рубить». Разыскал Когутэй дуплистую листвен- ницу и начал ее рубить. «Из дупла бобренок выскочил». Когутэй хотел его убить, а бобренок говорит: Меня не убивай, — Слепого хочу Зрячим сделать, (Безногому хочу Ноги дать, Бездетным хочу Сыном стать. Когутэй бобренка усыновил и с тех пор: Огонь в юр,те не угасает, Пища в казане не остывает, На всем готовом Когутэй со старухой сидят, — Воду бобренок носит, ' Пищу в котле варит, К старикам ласкается, Отцом и матерью их называет. Огонь в очаге не потухает. _ Этот бобренок, в конце концов, оказывается зачарованным благородным и доблестным богатырем Кускун-Кара-Матыр, страждущим и борющимся за бед- ноту. Ойроты, находясь под влиянием шаманов, населяли весь мир, всю природу духами, в чудодейственную силу которых верили. Этих духов, среди которых были добрые и злые, ойроты наделяли всеми человеческими свойствами и ка- чествами. Богатырь Кускун-Кара-Матыр, принявший образ бобренка, есть, по су- ществу, сказочно-фантастическая персонификация доброго гения, доброго духа бедноты. И вполне понятно, если все симпатии этой, для бедноты составленной, сказки находятся на стороне богатыря Кускун-Кара-Матыр. Легко себе предста- вить, с каким захватывающим и волнующим вниманием ойротская беднота сле- дила за сказителем, когда он рассказывал эту сказку. Нетрудно себе также пред- ставить, какие трепетные переживания испытывала в те часы ойротская беднота, какие сладостно-радостные чувства охватывали ее и как убаюкивалась она ска- зочным утешением, что есть один добрый гений, могучий и славный, который стоит на страже ее интересов и завоюет ей радостную, счастливую жизнь. Тяжба Когутэя с Караты-Каном началась из-за сватовства бобренка к Те- мене-Ко, седьмой дочери Караты-Кана. Легко преодолевал бобренок все те мно- гочисленные трудные испытания, которым подвергал его Караты-Кан, и те ко- варства, которые чинили ему зятья Караты-Кана. Вот Кускун-Кара-Матыру дана трудная задача достать «семь чубарых же- ребят» из страны «царя-птицы КаннКереде». Образно передает сказка быстро-стремительный бег вороного коня, на ко- тором Кускун-Кара-Матыр мчится за добычей. Через моря волнистые Он переправляется, Череа горы буранистые Он переваливает. Через желтые степи, Которых орлы не перелетают, Словно вихрь проносится. Через пустыни, Куда сороки не залетают, Он несется, как порыв ветра. Путь его, Как шелковая нитка, тянется. Следы коня его, Как бисер, остаются. Он едет быстрее птицы летящей, Сильнее стрелы пущенной. Путь его Тоньше волоса тянется, Ветер за ним,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2