Сибирские огни, 1935, № 5

154 inillillllllllllllllliliillllllllll КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ В какой же мере, — спросите Вы меня, — болезнь событийной дневнико- вости присуща второй книге •«Великого кочевья»? Спешу ответить: в меньшей мере, чем в первой книге, но все же присуща. Она сказалась прежде всего в том, что Вам попрежнему плохо удаются харак- теры своих героев и попрежнему слабо разработан сюжет произведения. У Вас есть интересные «профили» людей, делающих интересные и большие дела, но далеко не все из нИх индивидуальны по характеру. В чем же причина этого явления, отмеченного, как Вы помните, мною еще в первом письме? Причина, по-моему, состоит в том, что (Вы мыслите больше как социолог, а не как художник. Там, где начинается социология, т. е. где нужно определить о б щ е с т в е н н о е лицо Вашего героя, придать его поступ- кам социальную остроту, там Вы сильны, там у Вас все ясно и глубоко жиз- ненно. Но зато в человеческой психологии Вы определенно слабы. Вам очень редко удается очертить индивидуальный человеческий характер и найти для этого те тончайшие движения души, по которым читатель безошибочно поймет внутреннее состояние Вашего героя. Конечно, это касается далеко не всех персонажей романа. Образ, например, Макриды Ивановны, безусловно удался Вам, хотя это и не центральная фигура романа. Это — глубоко правдивый, жизненный и совершенно своеобразный тип женщины, со своей особой человеческой биографией. И хотя, сравнительно с другими героями, Макрида Ивановна занимает в романе не весьма большое ме- сто, но она крепко западет в сознание читателя своими особыми манерами, сво- ей непреодолимой жаждой материнства и уменьем как-то особенно, по-женски, интимно, подойти к алтайкам, живущим в общежитии совпартшколы,'' в городе. Женщина, пережившая - уйму лишений, познавшая горе и одиночество, Макрида Ивановна чутко прислушивается и хорошо понимает любую невзгоду алтайки и ее горе. Она вкладывает в свою работу «хозяйки» общежития всю силу не- исчерпанной женской любви и материнской ласки. И когда к ней попадает Яманай, убежавшая от преследований Сапога Тыды- кова, пережившая мучительные дни скитаний и внутренней опустошенности, Макрида Ивановна встречает ее, как чуткая мать и товарищ. Описание первого появления Яманай в общежитии, ее поведение в бане, куда она впервые в жиз- ни! попадает, картины быта общежития сделаны Вами с большим чувством и тактом. I I 1 •*'* Вторым сравнительно удавшимся персонажем романа со стороны его пси- хологической обрисовки идет, несомненно, Миликей, этот посланец передово- го русского колхоза в алтайский национальный колхоз, показавший блестящие образцы работы. В обрисовке Миликея Вам, пожалуй, лучше всего удалось со- четать и общественную роль героя, и его чисто личные качества. Миликей про- ходит в романе, как живое воплощение новых национальных отношений, сло- жившихся в Советской стране, в условиях колхозного строя. Несмотря на низ- кий культурный уровень, Миликей ведет себя в ойротском колхозе необычайно' тактично и продуманно. Он прекрасно понял свою задачу — помочь бывшим кочевникам перейти на оседлость и коллективно научиться земледельческим ра- ботам. Недосыпая, недоедая, но ни на минуту не останавливаясь перед Трудно- стями, Миликей шаг за шагом ведет своих героев к оседлой колхозной жизни. На глазах читателя рушатся клеветнические вымыслы классовых врагов, царских чиновников о, якобы, природной лености и умственной отсталости ойротов. Кол- хозники-ойроты, под руководством Миликея, показывают блестящие образцы трудоспособности, сообразительности и чуткости отношения к товарищу из рус- ского колхоза. Победа колхоза «Светает», выращенного Борлаем, при огромной помощи Миликея Охлупнева, как бы знаменует собою блестящие победы ленинско-ста- линской национальной политики нАией коммунистической партии. Вся эта ли- ния романа, связанная с именем Миликея и показывающая рост благосостояния и культуры алтайского колхоза и радость коллективного труда, сделана Вами с большим под'емом и вызывает вполне искреннюю радость читателя. Радость за Борлая, за Миликея, за Макриду, за весь колхоз, победивший большие и не- избежные трудности. Значительно слабее, чем Макрида Ивановна и Миликей, получились у Вас оба братья Токушевы, а также Анытпас и Яманай. А ведь они составляют пер- воначальную основу произведения. Все они, особенно Борлай и Байрым, слабо очерчены со стороны характера и внешних качеств. Читатель видит их дела, их политический рост, но не представляет их, как конкретных людей со всеми особенностями индивидуальной человеческой личности. Миликея читатель запо- минает и по его росту, и по физической силе, и по любимым его поговоркам. Перед ним встает образ трудолюбивого, добродушного, скромного здоровяка с мягким сердцем и неприхотливыми потребностями. Когда же читатель, закрыв глаза, пытается представить себе Борлая, у него ничего не получается. Возни- кает лишь некая смутная схема, ряд поступков, реплик и мыслей, а не живой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2