Сибирские огни, 1935, № 5
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ О ВТОРОЙ КНИГЕ РОМАНА „ВЕЛИКОЕ КОЧЕВЬЕ" Второе открытое письмо автору—тов. Коптелову. I В своем первом письме к Вам, напечатанном в 5-й книге «Сибирских огней» за 1934, год, я высказал большие надежды на Ваш будущий успех. Я рад отме- тить сегодня, что мои надежды были не напрасны. Первая книга романа «Ве ликое кочевье» отделена от второй весьма небольшим сроком — всего около одного года. Срок, — В|ы сами понимаете, — слишком маленький для боль- шого по размеру и серьезного по содержанию произведения. И тем не менее Ваш творческий рост за этот небольшой кусочек времени совершенно очевиден. Рост этот сказывается во всем: и в Вашем более осмысленном подходе к неко- торым проблемам нашего времени, и в том, как строите Вы отношения между героями, и, особенно, в языке произведения. Последнее — язык — стал более строгим, отчетливым. На нем уже не так видна плесень ложной красивости и надуманности. Правда, эти положительные качества сказались только в несколь- ких главах, по преимуществу — в первой части книги, но тенденция роста обнаруживается совершенно отчетливо. •Самый этот факт необычайно быстрого роста писателя я считаю очень важ- ным и знаменательным для нашего времени. Только на советской почве воз- можны такие явления. Посмотрите — что делается сейчас за границей? Тысячи художников капиталистических стран стоят на бульварах и выпрашивают ми- лостыню. В одной из европейских столиц совсем недавно был устроен «поэти- ческий» базар, где молодые поэты продавали свои лучшие произведения. Один из авторов продал на базаре свою большую поэму — плод многих месяцев ра- боты — и получил за нее ровно столько денег, сколько нужно на голодное существование в течение... двух дней. Какой может быть в этих условиях рост нисателя? Где тот стимул и реальные условия, без которых невозможно подлин- ное творчество и формирование личности художника?! Мы — счастливые люди, товарищ Коптелов! Часто, погрузившись в работу, увлеченные стремительным полетом дней, мы теряем даже ощущение времени и разительных контрастов, которыми так богата наша прекрасная жизнь. Вчера, например, перелистывая страстные статьи Виссариона Белинского, я в который уже раз прочел известное место его обзора русской художественной литературы за полугодие 1835 года (ровно сто лет тому назад!). Помните это полное глу- бокого сожаления и жалобы на русскую действительность 'признание неистового Виссариона: «Книг, стоящих внимания в каком бы то ни было отношении, (вы- шло... не более двух или трех»... Это за полгода во всей огромной стране! Посмотрите, что делается у нас! Да в одной только Западной Сибири по- явились за эти несколько месяцев такие произведения, которые заслуживают то- го, чтобы о них были написаны специальные статьи. Достаточно вспомнить Оша- рова, Гольдберга. Итина, Мухачева и других. А что делается в национальных республиках и областях, не говоря уже о столице? И все же мы не удовлетворены овоей литературой, а тем более своей кри- тикой. И не удовлетворены вполне законно. Люди у нас растут гораздо быстрее, чем «форд» наших культурных и художественных ценностей. Это — одна из замечательных черт нашей советской жизни. К сожалению, часто в нашей прес- с е и даже в некоторых произведениях художественной литературы (например. «Время вперед» В. Катаева) рост вещей несколько доминирует над ростом жи- вых людей. Между тем. именно в изумительно быстром росте людей кроется I лубочайшая принципиальная суть социалистической действительности и корни нашего нового советского гуманизма. В то время, как в условиях капитализма миллионы людей превращены в придаток вещей, в их послушных рабов, когда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2