Сибирские огни, 1935, № 5
В ОГНЕ БОРЬБЫ •111111Ш111|11111111!1111И 14» собственности и социального неравенства. Этот замысел не был полностью осу- ществлен Барбюсом. Но сама грандиозность и смелость попытки прекрасно х а - рактеризует время, когда она возникла, и самого писателя, окончательно порвав- шего с узкой, индивидуалистической по своему, содержанию тематикой первых лег его творчества и теперь окончательно перешедшего на сторону пролетариата. Создав революционные по своему духу произведения, Анри Барбюс сам ста- новится на путь пролетарского революционера, на путь борца за победу социа- лизма. Еще в годы блокады Советской республики Анри Барбюс громко, на весь мир, заявляет: «Если хотят уничтожить русскую революцию и вместе с ней Россию, то это потому, что хотят уничтожить социализм». В одной из статей, датированных 1923 г., он пишет: «Одушевленные истинно революционным духом и тем его великолепным примером, который преподал ми- ру русский народ, мы не приемлем ни комедий пацифизма, ни всех тех полумер, всей той позлащенной бутафории миролюбчества, которая не имеет никакой дру- гой цели, как продлить классовый обман, который долее сносить мы не желаем»... В 1923 г. Анри Барбюс вступает в ряды коммунистической партии Франции. Статьи, речи, произведения (роман «Звенья», сборники новелл «Сила* и «Факты», документальная книга «Палачи») Барбюса гфят страстным огнем ненависти к ка- питалистической действительности, призывом к революционному изменению ее. Анри Барбюс одновременно продолжает вести большую неутомимую политическую 1 деятельность, организуя на защиту Советского Союза, на борьбу против фашизма и новой империалистической войны всех лучших людей капиталистических стран, людей, которые видят неминуемую гибель капитализма и все с большей и боль- шей силой убеждаются, что выход один — социалистическая революции, защита советской страны — отечества всего многомиллионного трудящегося человече- ства. Огромная по своему об'ему и всегда страстно-напряженная работа подорвала: силы Барбюса, но не ослабила горения его боевого духа. Она включила в себя ц такое славное звено, как организация Амстердамского антивоенного конгресса в- 1932 г., где своей пламенной и правдивой речью писатель предупреждал все чест- ное и мыслящее в капиталистических странах о новой бойне, подготовляемой «хозяевами жизни». Его голос, вместе с голосами Ромэн Роллана, Андре Жида, Мальро и др., гневно гремел в защиту Димитрова во время лейпцигского процес- са, в защиту Тельмана и других пролетарских революционеров, брошенных в за- стенки реакционнейшим из всех существовавших в истории режимов—фашистским. Последние годы своей жизни Барбюс отдает новой, творческой задаче и соз- дает книгу о Сталине, которая в короткое время стала одной иэ популярнейших книг в» Европе. Это не случайно. Величию темы и содержания отвечает полный героического пафоса язык. Местами Барбюс поднимается до высот романтической символики. Вот, например, как он говорит о вождях: «Когда ночью проходишь по Красной площади, грандиозной и декоративной, то кажется, что тот, кто лежит « мавзолее, на пустынной и ночной площади — единственный в мире, кто не .спит и кто охраняет города и села. Это подлинный вождь, которого так любили рабочие, в котором рабочие с радостью видели од- новременно и учителя, и товарища. Это брат, по-отцовски склоненный над всеми. В(ы, которые его не знали, он вас знал заранее и заботился о вас. Кто бы вы ни были, он вам необходим. Кто бы вы ни были, лучшая часть вашей судьбы нахо- дится в ру^ах этого другого человека, который так же неусыпно заботится о всех и который работает, — человек с головой ученого, обликом рабочего и в одежде рядового солдата». . . + Еще недавно голос Барбюса, полный непоколебимой решимости, звучал с трибуны парижского конгресса защиты культуры, еще недавно мы видели улыба- ющегося Барбюса в вагоне московского метро... Смерть оборвала прекрасную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2