Сибирские огни, 1935, № 5
48 lllllllilllllllllllllllllllillilillllli А. ВЫСОЦКИЙ p неотвратимым, как рок? Какими глазами они посмотрят на эти убийства и на на- ши подвиги... Однако, смотри! Есть же одно лицо, один образ, поднявшийся над войной, который вечно будет сверкать красотою и мужеством!.. Ясным голосом он выкрикнул: — Либкнехт! Его прекрасное лицо, хранившее серьезность выражения статуи, склонилось на грудь. Но вскоре он снова поднял голову и повторил: — Будущее! Будущее! .Дело будущего — 1 загладить это настоящее, стереть -его из памяти людей, как нечто отвратительное и позорное». Так в сознание Бертрана врывается мысль о Карле Либкнехте, показавшем тфимер классово-пролетарского отношения к империалистической войне. Так Анри Барбюс, изображая «трагедию человеческого страдания», указывает на подлинную причину этих страданий, кроющихся в классовых противоречиях капиталистиче- ского общества. Роман «В огне» был первым революционным делом Барбюса. Это произведение сыграло огромнейшую роль в росте революционного самосо- знания в массах читателей — это произведение рассказывало о жуткой и вместе с тем простой правде действительности. М. Горький в предисловии к этой книге Анри Барбюса писал: «Это — кнйга простая, как евангелие, исполненная пророческого гнева, э т о— первая книга, которая говорит о войне просто, сурово, спокойно и с необходи- мою силою правды... Книга Барбюса насыщена суровой поэзией правды, она изо- бражает мужество народа, мужество сотен тысяч и миллионов людей, обреченных на смерть и уничтожение великим провокатором народов —- капиталом». Ненужность капиталистической войны для народов, стремление освободиться <от причин, порождающих войну, — сознание этого все более и более проникало в широкие массы, толкало их на революционный путь борьбы с капиталистиче- ским строем. В этом большую заслугу имеют произведения Анри Барбюса. В . И. Ленин, отмечая в 1919 г. рост революционного сознания в массах европей- ских стран, писал следующее: «Одним из особенно наглядных подтверждений повсюду наблюдаемого, мас- сового явления роста революционного сознания в массах можно признать романы Анри Барбюса я Ье feu" («В огне») и „Clar te" («Ясность»), Первый переведен уже на асе языки и распространен во Франции в числе 230000 экземпляров. Превращение совершенно невежественного, целиком подавленного идеями и предрассудками обывателя и массовика в революционера именно под влиянием войны показано необычайно сильно, талантливо, правдиво» (Ленин, том XXIV, стр. 396-397). В 1919 году Анрй Барбюс берется за организационную и публицистическую -работу на пользу пролетарской революции и заостряет свою борьбу против па- цифизма всех мастей. Использовав свою популярность, неизмеримо выросшую посл^ романа «В огне», а также растущий революционный протест масс и начи- нающееся расслоение интеллигенции, — он создает из числа ее наиболее отзывчи- вых представителей группу, названную так же, как и его второй революционный роман — Клартэ. Манифест этой группы, написанный Барбюсом, всколыхнул мно- гих. Он был озаглавлен «Свет из бездны» и решительно осудил капиталистиче- скую цивилизацию, высказав сочувствие доктринам III Интернационала. В 1921 го- ду Барбюс пишет свое обращение к интелигенции «С ножом в зубах» и призыва-^ ет сознательную ее часть перейти на сторону социальной революции. В статьях того, времени он говорит: «Мы хотим перестроить действительность, не хотим полумер». Эта напряженная общественно-революционная работа писателя, однако, не отрывает его от занятий мастера-художника. В 1924 году появился третий боль- шой роман Барбюса — «Звенья». По замыслу, это монументальное, агитационное произведение должно было провести читателя едва ли не через всю человече- скую историю—от отдаленных эпох деспотий Сирии, Египта, государств Греции и Рима, через средневековье и вплоть до наших дней. На разительных событиях т е х времен писатель хотел показать эксплоататорскую сущность мира частной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2