Сибирские огни, 1935, № 5
А. ВЫСОЦКИЙ В ОГНЕ БОРЬБЫ Это был яркий образец жизни, отданной на служение обществу и революции, упорного стремления к тому, во что сам писатель страстно верил, о чем с такой потрясающей простотой говорил с трибун. «Писатель — человек общественный. У него социальная роль и социальный долг. Люди, которые распространяют свои творения, обязаны служить людям. Пи- сатели должны видеть и понимать все, что происходит вокруг них, — и вмеши- ваться в то, что они понимают». Этим словам суждено было стать своеобразным литературным завещанием. Они тем более значительны и действенны, "что их автор — покойный Анри Бар- бюс — не принадлежал к числу тех, у кого слова расходятся с делами. Все ска- занное он подкрепил большой, напряженнейшей работой на пользу рабочему классу и всем трудящимся, работой, которая продолжалась до последнего часа его поистине героического существования. * Анри Барбюс — первый писатель-беллетрист, поднявший голос из могильно- го мрака окопов против мировой войны. «Рядовой 231-го линейного полка, затем санитар того же полка, затем писарь штаба 23-го корпуса армии (1914—1917г . )»,— так писал о себе Анри Барбюс. Он сумел глубже, чем кто-либо из писателей то- го времени, понять сущность империалистической войны, понять ее источники и причины. Дикость, жестокость, грязь и кровь, разрушенные и опустошенные города, миллионы убитых и раненых в сражающихся армиях, брошенных по воле кучки капиталистов на взаимное уничтожение, — это война. В 1916 г., в самый разгар империалистической бойни, Анри Барбюс написал беспощадно правдивый роман «В огне», показав в нем весь ужас военного ада. Антимилитаристичеакая тенденция романа является внутренним содержанием ка- ждой картины, каждого эпизода, о которых рассказывает писатель. «В огне» — органически революционное произведение, где революционные идеи и мысли не остаются голыми агитационными фразами, вложенными автором в уста своих . героев. Огромная разрушительная сила произведения в том и заключается, что писа- тель сумел взглянуть на происходящее вокруг него глазами солдат — людей, ко- торые постепенно убеждались, что война совсем не такова, как это изображалось в газетах и книгах буржуазных писак. Правдивая, мощная по своей изобрази- тельности книга большого мастера сорвала с лика войны все романтические по- кровы и показала ее в настоящем и отвратительном виде. Герои 1 романа — это трудящиеся, переживающие трагедию войны, ненавидя- щие войну, понимающие всю ненужность и гадость убийства, но все же идущие убивать, разрушать, умирать. Еще нет той силы, той организации, которая бы окончательно укрепила в сознании этих людей мысль о необходимости прекра- тить эту отвратительную бойню революционным путем. Но чувство протеста, пусть еще слабого, бессильного, — растет. Капцал Бертран говорит: <— Будущее! Какими глазами станут смотреть на нас те, которые будут жить после нас и душа которых будет, наконец, приведена в равновесие прогрессом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2