Сибирские огни, 1935, № 5

О РАБОВЛАДЕНИИ И РАБОТОРГОВЛЕ |1ИИ»1111111111«11111И11111111111111МШ11111111111111НИШ11в 145 ские и туринские казаки, хотя в Западной Сибири были свои значительные центры, как Тобольск и Тюмень. Остановимся еще на ценах. По вопросу о ценах на рабов в Сибири в истори- ческой литературе очень мало указаний. Из всех сведений, встречающихся в литературе, а главным образом вновь почерпнутых нами из источников, можно заключить, что цены « а рабов в Сибири не имели особой устойчивости. С одной стороны, они видимо зависели от возраста раба; с другой,—от прежних кабальных и долговых связей между производившими операцию. При чем, часто расчет про- изводился не денежным счетом, а просто живой товар обменивается на другой товар. В 1685 году казаки Сенька Венедиктов и Ивашко Дедюлин в Кецком остроге купили остячку лет 20 у казачьей вдовы за 6 рублей. Борис Неприпасов малого лет 12 взял за долг в 15 рублей у пашенного крестьянина, а девушкой лет 7 поступился е]му в Кецком остроге служилый человек за долг 6 рублей. Сын бо- ярский Федор Денисов купил девушку 6-7 лет за 8 рублей, «а крепости не взял для того, что писать де было в той деревне крепости некому». Казак Офонька Молчанский за девушку лет 11 заплатил 10 рублей. А до этого та девочка была обменена своим дядей остяком на лошадь нарымскому казаку. Казак Ми,кишка Саранчин купил девку лет 15 у Дунайка за 4 юфти кож крас- ных. А Дунайка сам ее купил у нарымского остяКа «за 2 зипуна новых анбур- ского сукна да за 2 рубля денег». Гришка Харчевников взял за долг в 5 рублей девочку лет 4 . 0 2 Таким образом, наблюдается как разнообразие цен, так и многообразие форм эквивалента живого товара. В сравнении с тем, что мы привели выше, цены в 20 и 25 копеек на рабов- детей в Березовском районе, которые приводит Н. М. Ядринцев w , ссылаясь на П. Словцова совсем не показательны. С. Шашков также сослался на эту басно- словно низкую цифру, но добавил по этому поводу: «в Сибири однако же более обыкновенною ценою рабов была гораздо высшая норма. Граф Рагуэинокий увез в Россию двух якутенков, купленных им «за 9 руб. пара». В XVII веке в Восточ- ной Сибири цена рабов-подростков была обыкновенно около 3 рублей за челов. Например, в 1680 году являлся перед якутским воеводой Бибиковым казак Щер- баков с- 3 тунгусенками, взятыми в плен казаком Берсеневым, у которого купил их Щербаков: 8-летнего за 3 рубля, 6-летнего за 2 р. 50 к., а 11-летнего бывшие в похоще казаки подарили ему, как своему начальнику» 55 . Интересно отметить, что енисейский воевода по окончании допросов временно «до указу», отдав людей тем, кто их у казаков «покупали и в заклад и поступку за долги имали», оценил каждую голову в 50 рублей, взяв с них обязательства -«тех ребят никуда не потерять и з голоду не поморить». На юридическую сторону дела при покупке и продаже людей слущилые люди не обращали достаточного внимания. При расследовании в Енисейске дела то- больских и туринских казаков не у всех оказались оформлены сделки,, не было купчих и поступных записей. Впрочем, это происходило чаще за отсутствием I рамотеев, «а крепости де никакой на взял для того, что писать де было в той деревне крепости некому». Кроме того, казаки надеялись на обряд крещения, ко- торый они обязательно производили над купленным человеком хотя бы в дороге. Этот обычай, освященный феодальной церковью, давал право собственности рус- ским, не только крестившим, но и последующим, к которым раб мог перейти. Московское государство в течение всего XVII века и дальше в XVIII веке, .проводило в основном неизменную политику по отношдаию к холопст.ву и тор- говле сибирскими туземцами, направленную к сохранению главного источника до- хода государевой казны — ясачных людей. Некоторое уклонение в этом вопросе, сформулированное в § 117 Уложения 1649 года: «татар и татарченков в Астрахани и в Сибири покупать всяким людем по прежнему, опричь .воевод и всяких при- казных людей, которые у государевых дел будут...» 5в надо об'яснить как уступку посадскому населению и мелкопоместным служилым дворянам, особенно послед- ним, сильно нуждавшимся в рабочей силе. Служилые люди, стрельцы, тяглые посадские люди, как известно, были участниками июньского мятежа 1648 года в Москве, определившего созыв земского собора 1648—49 гг. и выработку самого Уложения 1649 г. Таким образом выступление служилых людей нашло свое отра- жение и в Уложении, в частности в разрешении покупки татар в Сибири и в Астрахани. Но это, как видно, не распространялось на всех туземцев Сибири. Не надо особенно преувеличивать значения этой уступки правительства. Ос- новная задача —сохранение ясачных людей в Сибири — все же не забывалась и мы по источникам можем проследить, что в течение всего XVII века эта линия выдерживается. Утверждение С. Шашкова, что в конце XVII века правительство 52 Сиб. пр. ст., № 355, лл. 136—147. 53 Н. Ядринцев — Сибирь, как колония, 2-е изд., ст. 413. 54 П. Словцов— Историческое обозрение Сибири, т. II, стр. 91. 53 С. Шашков—Исторические этюды, стр. 117. 50 Уложение Алексея Михайловича, гл. XX, § 117.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2