Сибирские огни, 1935, № 5
-144 ИИ111111ИИ А. А. ТЕРЕНТЬЕВ В числе покупателей находятся такие лица, как Иван Ушаков, член гостиной сотни, известный по литературе клиент и должник московского гостя Никитина, братья Ростовщиковы, также члены гостиной сотни. Для чего' приобретали в Сибири рабов торговые люди и их приказчики? Часто это делалось для пополнения двора в Сибири, но особенно для вывоза на Rycb. Так, при попытке торговых людей провести из Сибири ясырь, на Ижем- ской таможенной заставе в 1636 г. 5 сентября был отобран У Мишки Максимова приказчика гостя Надей Светешникова крещеный ясырь — ребенок. 6 сентября того же года «вынято боярина князя Юрья Еньшеевича Сулешева у крестьянина ево Демки Муромца крещеного ясырю девку». 8 сентября того же года «вынято Устюга Великого торгового человека Баженка Косунова женка». Этот ясырь был отобран у владельцев и препровожден, согласно указу, в Пустозерский острог для дальнейшего направления обратно в Енисейск. Иногда туземные ребята, окрещенные и обученные владельцами, подготовля- лись к торговой деятельности. Вывоз рабов в Россию и перепродажа их в Сибири торговыми людьми безу- словно были распространенным явлением. Соборной церкви г. .Березова поп Ма- карей Федоров имел «самоядцкого роду девку» Аксютку, купленную у торгового человека Гришки Трофимова 4 7 . Выше мы видели, что торговые люди сами уча- ствовали в экспедициях, в которых добывали ясырь. Одна из остячек, привезенных в Енисейск, после смерти мужа была продана «остяцкому купцу Чискуру и тот де Чискур продал Анютку казаку Дунайку» * 8 . Можно предположить, что и из среды туземцев выделялись посредники по тор- говле рабами. Наряду с перепродажей на месте, торговые люди, служилые люди всех кате- горий приобретали рабов для вывоза в Россию. Несмотря на законодательные запреты вывоза ясыря, специальные обыски и «выем» его на заставах на границе Сибири, контрабандный вывоз повидимому не прекращался и в небольших размерах все время имел место. Выем на заставах был одной из последних мер борьбы с работорговлей ,в Сибири. Еще при Ми- хаиле 'Федоровиче были посланы грамоты в Березов, в Верхотурье и 'в Ижму, в которых предписывалось «того смотреть накрепко, как из сибирских городов воеводы, дьяки, и дети боярские, и служилые люди и торговые всяких чинов люди поедут к Руси к Москве и повезут с собою Сибирских татар и остяков и их жен и детей и тех всяких чинов людей осматривать и обыскивать накрепко, а у кого об'явится ясырь татаровья и остяки и их жены и дети и им тот ясырь, которые взяты будут на Верхотурье и на Березове, на Собской -Hi Обдорской заставах, отсылать в Тобольск, а который ясырь возмет на Ижемской заставе и тот ясырь велено отсылать в Пустоозеро, а оттуда отсылать в Енисейск» 4в . Что тенденция к вывозу в Россию была и что некоторая борьба с этим явлением на заставах велась, показывает отписка заставочного головы Ижемской таможни Трофима Куклина: 25 августа 1635 г. «вынято Енисейского острогу воеводы Андрея Племянникова у жены ево крещеного ясырю 13 человек мужска пола, да 8 девок больших и малых». 8 сентября 1636 г. «вынято у сына боярского у Ивана Кузьмина ясырю кре- щеного робенок, а ехал тот Иван Кузьмин из Енисейского острогу, да у служи- лых людей Енисейского острогу у Ивашки Осипова Щербака женка, да у Васьки Сумарокова девка, у торговых людей, прикащиков и торговых крестьян было иынято» в этом же сентябре 3 человека ясырю. Весь этот ясырь согласно грамоте был сопровожден в Пустозерский острог" 0 . Характерно, что большинство ясыря идет из Енисейска и находится у служилых людей, а сам енисейский воевода направил партию рабов в 21 человек, которую сумели провести через все сибир- ские города и заставы (Собскую), при чем задержать ее удалось только на край- ней пограничной заставе — Ижемской. Но и на заставах далеко не весь ясырь удавалось «вынимать». Ижемскую за- ставу торговые и промышленные люди часто обходили. Выйдя на реку Печору с устья реки Усы, поворачивали вверх по Печоре и верховьями ее 'пробирались на Русь, минуя Ижемскую заставу и путь через Вымь. Таким образом можно определенно подчеркнуть, и в этом отношении мнение С. Шашкова целиком подтверждается, что Енисейск был значительным центром работорговли в Восточной Сибири в XVII в., где служилые люди продавали брат- ских (бурятских) полонянников торговым и промышленным людям для вывоза на Ру с ь ю . В Енисейск, оказывается, тянулись с живым товаром и с запада тоболь- 47 Сиб. пр., кн. 816, л. 1. 4 8 Сиб. пр. ст., № 355, л. 141. 4 9 Доп. к Акт. ист., т. III, № 62. 60 Сиб. пр. ст., № 153^ л. 544. 61 С. Шашков — Исторические этюды, т. I, стр. 118.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2