Сибирские огни, 1935, № 5

О Р А Б О В Л А Д Е Н ИИ И Р А Б О Т О Р Г О В ЛБ 1111П1111П111111111111И 1 43 продают, поступаются людьми за долги. К обладанию живым товаром служилые люди относились с большим интересом, так как это имело и коммерческий, и практический смысл. Прежде всего, рабы были очень ходовым и, видимо, выгод- ным товаром на сибирских торгах. Во-вторых, казаки в Сибири, часто будучи без семьи, сильно нуждались в дворовых людях и женщинах, способных к половой жизни, для чего и покупались остяцкие ж,енки и девки. Под трафаретным обо- значением в переписи «девка», затруднительным для определения возрастного со- става рабов, повидимому находилось много взрослых, об этом говорит перепись людей казака Лаврушки Кокоулина, у которого девка Василиса «родила у него во дворе». Встречаются случаи, когда люди, перепродаваемые, переходившие из рук в руки, улучив момент, бежали от своих владельцев. Так березовский атаман каза- чий Федор Аргунов, как видно по переписной книге, занимавшийся торговлей жи- вым товаром больше других, жаловался переписчику: были-де у него два чело- века остяцкой породы крещеные Федка да Ларка, а купил де он Федку у преж- него атамана Осипа Сутурлина, а Ларку у богородского попа у Антона Осипова, а женил де Ларку у березовского казака у Ивашки Чертова на дворовой девке имянем Таньке и та де женка русской породы и те де ево люди в прошлом в 200 году бежали за Камень в русские городы; да он же Федор купил у куновац- кого остяка Данилка Капышева девку Федорку и та девка крещена» 42 . В 1685 году енисейский воевода Конст. Щербатой производил допросы каза- ков и привезенных ими в Енисейск рабов. Из показаний выяснилось много любопыт- ных деталей по торговле людьми 48 . Прежде всего, кто продает. Девушка Дарьицз (остяцкое имя Темка), привезенная сыном боярским Борисом Неприпасовым, ска- зала, что отец ее кецкий ясачный остяк Ракма умер, а из юрты привез ее кецкий остяк Чирок и отдал кецкому казаку, взяв за нее деньги. Малый Гараська показал, что отец его продал на Чюлыме кецкому остяку, а тот продал в деревню пашенному крестьянину Еремееву, последний продал Неприпасову. Авдотьица после смерти отца и матери была привезена «бабой остяткой» на дощаник и отдана сыну боярскому Федору Денисову, «а взяла та остятка за нее деньги», «а чья жена, того> де она не ведает». Девушка Марьица, привезенная казаком Молчанским, оказалась сиротой из нарымских остяков. Отец и мать ее в юртах умерли. Привез ее в Нарым в де- ревню дядя ее остяк и отдал двум русским людям. Анютка, привезенная казаком Саранчиным, говорила, что она нарымская. Отец ее — остяк Кульо, а муж—«арымский же остяк Пинга. Отец и мать умерли. После смерти мужа продал Анютку деверь ее, остяк Долонко нарымскому ясач- ному остяцкому купцу Чискуру, а Чискур—казаку Дунайке Жаравлеву, а от по- следнего она попала Микишке Саранчину * 4 . Во время служебных поездок, по пути из города в город, по острогам, по юртам и деревням казаки приобретали ж,ивой товар, покупая и принимая за ста- рые долги. В острогах (Кецкий, Нарымский, Маковский) они покупали и брали за преж- ние долги у казаков, а в деревнях у пашенных крестьян их дворовых людей. В юртах у остяков покупали детей, особенно сирот, которых охотно продавали или родственники, или совсем чужие люди, а затем все это вывозили в Енисейск. Отряд казаков под комадной сына боярского Бориса Неприпасова, сопровож- давший хлебные запасы, привез в Енисейск партию рабов, которую здесь роздали в уплату старых долгов, а часть заложили торговым людям. Так, тобольский сын боярский Федор Денисов «поступился за свой долг» гостиной сотни Ивану Уша- кову девушкой лет 6-7. Казак Офонька Молчанский «поступился за кабальный долг» тому же Ивану Ушакову девушкой, за которую он сам заплатил 10 рублей. Борис Неприпасов, привезя в Енисейск девку и малого, не продал их, а заложил торговым людям; малого—торговому человеку Федору Маслову, а двеку—гостиной сотни Максиму Ростовщикову 4 °. Казак Микишка Саранчин девушку лет 15 также не продал, а заложил в Енисейске гостиной сотни Ивану Ростовшину. Казак Андрюшка Симонов «бил челом за свой кабальный долг за 3 рубля боярину Петру Толбузину (сыну албазинского воеводы Алексея Толбузина) малым своим 4-х лет. Толбузин взял мальчика за долг, а казак дал ему запись и «прежнее поступиое письмо, как ему поступился тем малым в Кецком остроге поп Иван Афанасьев» 4 °. Покупателями туземных ребят в Енисейске были прежде всего крупнейшие торговые люди посада, у которых очевидно находились в долгах раз'езжавшие по служебным делам тобольские служилые люди. 4 2 Сиб. пр. кн. № 816. л. 3. 4 3 Сиб. пр. ст. № 355, лл. 136—147. 44 Там же. 4 5 Сиб. пр. ст. № 355, л. 137. 4 3 Сиб. пр. ст. № 355, л. 142.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2