Сибирские огни, 1935, № 5
1 4 2 Ш11!11Ш11!111111111!1!1111П1111111!1|1!1!11Ш А. А . Т Е Р Е Н Т Ь Е В назад».** Не будем умножать примеров захвата ясыря, хотя в источниках доста- точно полно представлен этот способ приобретения рабов. Разновидностью того же метода обращения с туземцами была деятельность служилых людей при сборе ясака. В отдельных улусах и зимовьях, куда на- правлялись ясачные сборщики, обыкновенно небольшими, человек 10-15, отря- дами, они подговаривали, покупали, отнимали, крали и вывозили с собой в го- род женщин и детей. Вывоз туземных женщин и детей из зимовий, повидимо- му, особенно сильно процветал в Якутском уезде. Все сохранившиеся наказы воеводам и наказные памяти шод'ячим, пятидесятникам и ясачным сборщикам, вручаемые воеводой при от'езде в зимовья, обязательно включают в себе пункты: «ясачным людем налог и иасильства никакого не чинить и никоих девок и ребят и баб у ясачных людей не покупать и не подговаривать и в Якутской не вывозить». Кроме насильственного захвата рабов от туземцев, существовала вторая, ши- роко распространенная форма рабства — кабальная, надолго пережившая первую. Продажа жен и детей, отдача их в кабальное рабство были обыкновенным явлением среди остяков Березовского, Нарымского, Сургутского и Кецкого уез- дов. Еще в первой четверти XVIII векЗ констатировал это у них Григорий Но- вицкий: «...И простоумием своим принесше вину не имея чём должное отдать, жену и чад своих в вечную заимодавцу продает в работу...». 37 Продажа и заклад туземцами детей и жен вызывались разными причинами. Невозможность уплаты долга кредитору, беспромыслица и невозможность уплаты ясака нередко заставляли туземцев брать соболей у служилых людей, продавая и закладывая под них жен; и детей. Князец Пегой орды Парабельской волости Кирша Кунязев вынужден был заложить жену и двух сыновей, чтобы занять 12 соболей для уплаты годового оклада ясака. 38 Злоупотребления сибирских воевод также сильно способствовали обнищанию ясачных людей и продаже ими своих детей. На березовского воеводу А. Пле- щеева в 1633 году была подана жалоба, что он отнимает у остяков рыбные ловли, заставляет на себя день и ночь шить шубы, ловить рыбу и делать вся- кие работы. «И от тех притеснений, насильств воеводы и служилых людей ясач- ные люди всех волостей обнищали, великими долгами задолжались, жен и де- тей попродавали, а иные позакладывали». 39 Хотя на допросах остяки и отрица.Ги насильство и злоупотребления Плещеева, боясь его дальнейших преследований (так как он при сыске оставался еще на посту воеводы), однако, факта продажи и заклада своих девок и малых ребят русским людям не отрицали, говоря, что на те деньги покупают соболей для уплаты ясака, покупают хлеб, одежду и т. д. П. Буцинский, останавливаясь на этом сыске, заключает, что в Березовском уез- де в то время было еще так много соболей, что остяки могли добывать их до- статочно, чтобы уплатить и ясак и купить себе необходимое. «И если, *— гово- рит он, — им приходилось продавать или закладывать жен и детей, то только потому, что они были вынуждены к тому русскими воеводами и ясатчиками». 40 В 1693 году по указу из Москвы была произведена в Березове перепись «вся- ких чинов у служилых людей, у кого во дворех служат по кабальным и по куп- чим ясашных людей дети и братья и ллемянники». Переписью охвачены были 69 человек русских, преимущественно служилых людей, владевших 121 душой ра- бов остяцкого и самоедского происхождений. Если можно верить показаниям слу- жилых людей во время переписи, то они единодушно заявляли, когда речь шла о приобретении людей непосредственно от туземцев, что покупали они у остяков в голодные годы. Так березовские дети боярские Семен и Иван Лихачевы, имев- шие во дворе у себя семь человек, показали: в прошлом в 1681 г. в голодное время купили у ясачного остяка сына его, которого окрестили именем Николайка. В 1684 г. сосвинский остяк в голодное время поступился им дочерью своею Грунь- кою; в 1671 году в голодное время сосвинский остяк продал жену свою Груньку, в 1687 году продал им ясачный остяк сына своего Офоньку. Трое остальных были приобретены Лихачевыми за долги и покупкою от березовских казаков. Казак Лаврушка Кокулин имел 4 человек, трое из них куплены от сосвинских остяков в голодные годы. Пятидесятник Ивашко- Нестульцов купил в голодные годы парня у подгороднего остяка и девку у кодского остяка. Ивашко Серебренников в голодное время купил парня у подгороднего остяка и крестил именем Васька, да девку именем Маньку> у сосвинского остяка 41 . Основная масса людей по показаниям переписи приобретена от остяков, но нередки случаи, когда казаки и служилые люди торгуют между собою. Покупают, 36 Г. Ф. Миллер— Описание Сибирского царства. 37 Новицкий — Сказание о народе остяцком, стр. 32. 38 Акты врем, правл. царя Шуйского, № 115. 3 ' Сиб. пр. ст. № 36, л. 1-213. 4 0 П. Буцинский — Заселение Сибири и быт ее насельников, стр. 324 41 Сиб. пр. кн. № 816, л. 4, 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2