Сибирские огни, 1935, № 5

•О РАБОВЛАДЕНИИ И РАБОТОРГОВЛЕ ' ШтИ^ННМШтШШШЩПМтШШШНШШЯМЩИШВМПГ 141 областях лет сто тому назад, когда там еще не было белых, примерно, 7 ,„ часть всего туземного населения состояла из рабов, в то время как в глубине штата Орегон рабство представляло собою исключительное явление. Это обгоняется тем, что при ловле рыбы, расстановке и уборке сетей, сооружении запруд или вершей... очень хорошо можно использовать рабочую силу рабов. Но особенно охотно поручали им греблю на больших лодках». 31 Для' допущения мьисли о производительном применении остяками силы ра- бов не так существенно то, что рабы в основном были у князьков и обслужи- вали их двор. Князья сами, раньше всех и больше всех, были заинтересованы в обмене и добыче продуктов для обмена. Рассмотренные выше элементы рабовладения и работорговли среди туземцев Севера, с проникновением русских к этим народностям, несомненно усилились. И это усиление шло по двум направлениям. С одной стороны, усиливались эле- менты холопства у остяков и у ненцев, постепенно включавшихся в торговые связи с русскими и вынуждавшихся к уплате значительной дани (ясака). Усили- вались, несмотря на вышеотмеченное сопротивление этому русской администра- ции. С другой стороны, это усиление шло от русских путем непосредственного вооруженного захвата пленных, экономического закабаления туземцев и скупки их жен и детей. Все это вместе взятое имело чрезвычайно серьезные послед- ствия, выразившиеся в экономической области в общем понижении благосостоя- ния туземцев и их вымирании в связи с уплотнением территории, а в сфере со- циальной организации общества — в распаде родовых и племенных об'единений, в разрушении семейных отношений. Н. М. Ядринцев, в своей схеме истории Сибири, этот первый период господ- ства русских в Сибири охарактеризовал словами: «русский промышляет инород- ца». 32 И действительно, русские казаки и промышленные люди не брезговали ни- какими способами, чтобы добыть «остяка», «самоеда» или «татарченка». Казаки и служилые люди различных категорий являлись главными поставщи- ками живого товара на сибирские торги. Первым'основным источником рабовла- дения и работорговли среди русских в Сибири был захват ясыря — пленных. Тор- говать ясырем и вывозить его в Россию запрещалось. Для окончательного за- крепления ясыря за захватчиками требовалось разрешение правительства, давав- шееся весьма неохотно. В одном из указов, а также .в воеводских наказах по поводу ясыря предписывается возвращать некрещенных пленных, которых поже- лают выкупить сородичи: «Тот полон велеть сыскивать и на откуп иноземцев отдавать, чтоб сибирская земля не пустела и чтоб ясачных людей не отгоняти и тем не ожесточати». 33 Но акты такого характера имели мало силы. Служилые люди старались захваченной ясырь скорее распродать или окрестить, так как последнее давало им право собственности над крещеным. Воеводы, в прямом противоречии с указами, часто санкционировали дележ и продажу ясыря. В 1679 г. мангазейские ясачные сборщики возмутили верхотазских ненцев Асицкого рода (принесших ясак в старый мангазейский город) тем, что вместо принесенных 76 песцов потребовали «против прежняго соболями и бобрами». За- вязалась борьба, в результате которой казаки захватили «ясырю живых тех во- ров 5 баб да 4 ребенка»... «И я тот ясырь, за их службу отдал им, служилым лю- дей» 34 , — писал мангазейский воевода в Тобольск. В 1680 году отряд казаков, промышленных и торговых людей ходил по реке Уде на неясачных тунгусов. На реке Чевле отряд набрел на улус. Боярского и Мокогирского родов. В улусе было «всего 73 юрты, а воинского люду было в том улусе по 4 человека в юрте». Тунгусы не подчинились и отряд «приступал с боем». Многих убили, взяли 3-х аманатов, захватили в плен «их иноземных работниц» v разделили между участниками похода. Чюлкона, дочь тунгуса Бомбогая, досталась торговому человеку Гришке Ша- пошникову, вторая его дочь Нялбуна — промышленному человеку Дедке Чирухе; тунгуса Удимы жена — промышленному человеку Ивашку Пиликину; тунгуса Михмы вскормленница, девка Каркун — пятидесятнику Данилу Михайлову; тун- гуса Калтачана вскромленница, девка Кавель — промышленному человеку Данил- ку Матвееву; тунгуса Комканчи, жена Грудка, — казаку Петрушке Верхоте и т. д., всего 10 человек. 35 В 1602 году били челом 70 березовских! казаков, уча- стников похода на Пегую орду. Они просили вернуть им ясырь, захваченный при покорении Пегой орды, который воевода Плещеев отписал на царя и отпу- стил на волю. Кроме своих заслуг, казаки мотивировали свою просьбу тем, что •ясырь «волочится меж двор». Борис Годунов указал отдать ясырь «казакам 31 Г. Кунов. — Всеобщая история хозяйства, т. I, стр. 124. 32 Н. Ядринцев — Письма Потанину, стр. 21. 33 Полное собрание законов, т. III, стр. 353; А И., т. III, стр. 221. 34 Доп. к Акт. ист., т. VIII, № 44, VIII. 35 Доп. к Акт. ист., т. VIII, № 44, XII.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2