Сибирские огни, 1935, № 5
1 2 8 l!M!l!IIII!llllll!!ll]l!!lllll!lll!ll!!l!l!!llllllllllllllllli А. А. Т Е Р Е Н Т Ь ЕВ • с них... ясаку по томуж (11 соболей) окладу» 10 . Шуйский, однако, велел со свой- ственной московской администрации осторожностью сыскать' подлинно ли это были их старые холопы. Вообще на практике в Сибири делается целый ряд отступлений от обычных норм русского феодального права, по которому холоп не был суб'ектом права. Так, холоп Итилиды Тынгина Сюдога допрашивается в Мангазее в качестве сви- детеля по делу об убийстве двух мангазейских стрельцов наравне с Итилидом 11 . Между тем, холоп на Руси не мог быть «послухом». Во всем этом проявляется стремление агентов правительства увеличить число ясачных людей. Характер рабства у ненцев близко напоминает этот институт у индейских племен (Южной Америки). «Лишь изредка ,— пишет Кунов, — встречаются взрос- лые рабы, больше всего имеется рабынь-женщин и девушек, рабов-подростков. Это об'ясняется обыкновением индейцев убивать взятых в плен взрослых муж,- чин». 12 Такое обращение со взрослыми противниками было характерно для не- нецких родов, и особенно для карачийского племени, имевшего, повидимому, в своем составе не мало зависимых людей. Набеги «карачевской самояди» «а со- седние роды ненцев и хантэ почти всегда сопровождались пленением женщин, молодежи и детей, тогда как взрослых мужчин убивали. В 1634 году карачейцы Пидириска и Вонга с товарищами 300 человек напали на кочевье козымских нен- цев. В челобитной козымцы писали об убийстве карачейцами 20 человек ясач- ных людей; «да 10 человек подростков, которые в ясак поспели... и жен де их и детей в полон взяли 50 человек»... Как оказалось по выяснении результатов это- го набега ясачными сборщиками, 17 человек ясачных людей было убито и 4 че- ловека взяты в плен «опричь жен и их детей и подростков», также увезенных в плен». 13 В 1679 году сыновья знаменитого вождя карачеев Пося Хулеева Майла и Игла Посевы подступали к Обдорску и держали его в осаде 6 дней. «Остяков, которые были в юртах и на промыслах у рыбной ловли, убили 23 человека; да дву человек самоядинов ранили... а детей имали к себе в полон».' 4 Эту военную добычу ненцы очень редко возвращали. Иногда под давлением воевод и служи- лых людей давали обещания вернуть пленных, увезенное имущество и оленей, но, как правило, не возвращали, а оставляли в своем роду. В 1635 году было по- ручено обдорскому остяцкому князцу Мамруку «говорить накрепко» карачей- ской самояди, чтобы они козымской самояди, полон которой у них поимали_ и жен и детей и грабленные животы отдали назад». Пидириска с товарищами обе- щали, но не отдали, как жаловались казымцы: «полону и грабленых животов не отдает, а призвати государь карачейские самояди добровольно на Березов не уметь и сыскать их Березовским служилым людем по тундрам не можно». 15 Ненцы среди народов крайнего севера издавна представляют собою наиболее классический тип номадов. Появление самоедских племен в местах их современ- ного обитания (примерно, в VI-VII веках) характеризовалось уже наличием у них оленеводства, при чем санно-оленеводческая культура, повидимому, выработалась в процессе общения ненцев с древнейшими обитателями Севера междуречья Оби и Енисея «пале-азиатами». К таким выводам привел Г. Н. Прокофьева лингви- стический анализ терминологии материального производства у трех самоедских племен: ненцев, энцев и нганасанов, у которых терминология санно-оленеводче- ской культуры является общим достоянием, отличным от других ненецких пле- мен (как, напр., остяко-самоедов), остановившихся при продвижении на север значительно южнее. 1 ® Несмотря на сравнительно раннее выделение ненцев, как пастушеского на- рода, оленеводство, основная отрасль их хозяйственной деятельности, не давало излишков для межродового и межплеменного обмена. Хозяйство их, будучи в основе оленеводческим, все же было комплексным. Охота и рыболовство играли в жизни многих родов весьма существенную роль. И продукты охоты—соболи, песцы, лисицы — выступали как главные пред- меты обмена со стороны ненцев, когда они раз в год (в частности, карачейцы с Ямала) на Обдорь «по первому по зимнему пути до остяцкого ясачного пла- тежу приезжали». Оленные стада служили в качестве транспорта, обеспечивали необходимый запас мяса, шкуры же шли на пошивку одежды, обуви и чумовых покрышек—«нюков». Все продукты оленеводства шли на удовлетворение нужд самих номадов-охотников. 1 0 Г. Ф. Миллер. — Описание Сибирского царства, стр. 262. 11 Сиб. приказа, столбец № 6222/178, лл. 135-154. 12 Г. Кунйв. — Всеобщая история хозяйства, т. I, стр. 218-219. 13 Сиб. прнк., ст. № 655, л. 398-402. 14 Дополнение к Актам историческим, т. VIII, № 44, VIII. 15 Сиб. пр. ст. № 656, л. 401. 16 Г. Н. Прокофьев-—Принципы сравнительного анализа языков (на мате- риале языков самоедской группы). Доклад на лингвистической секции Научно- исследовательской Ассоциации Института народов Севера 2 ноября 1934 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2