Сибирские огни, 1935, № 5

О РАБОВЛАДЕНИИ И РАБОТОРГОВЛЕ ilillllllllllllllllllM 137' «худых людишек», разорившихся безоленных ненцев, которые' жили в чужих чумах захребетниками". Переписью 1680-81 г. отмечено их не мало: у авамских ненцев из 119 человек 36 были захребетниками, а в Хантайском и в Авамском зимовьях, вместе взятых, на 445 человек приходилось 107 захребетников. В чу- мах князцов захребетники встречаются часто: так, у Курацкого князца Буин- ского в Авамском зимовье из 13 человек 9 были членами своей семьи и четверо посторонними, в чуме князца Лабкуры из 8 человек четверо были захребет- никами. Из приведенных источников можно также заключить, что рабы находились в распоряжении отдельных лиц, а не родов в целом. Для налоговой политики Московского государства весьма характерно стрем- ление к равному обложению ясаком как «свободных», так и рабов. Все взрос- лые холопы у ненцев, как видно было выше, платят «государев ясак» наравне со своими владельцами. Такую же, примерно, картину дают якутские ясачные книги, где, правда не все, но многие холопы платят ясак самостоятельно цо 1 и по 2 соболя с че- ловека. Якутские книги, особенно книги 1649 г., дают почти полное представление о социальном строе якутского общества, о князьях тойонах, о количестве холопов и их владельцах, о захребетниках и о бедняках, как бы выделяя юридическое и материальное положение каждого специальными терминами: холопы, бо- каны, лучшие, со скотом, без скота (кормятся рыбой и сосной), кормятся рабо- той, живут подле, скитаются меж юрт, бедные, вскормленники. «Карутюрю Ортоков да сын ево Мокчага, а по ясачной книге 156 года и по сыску служилых людей написаны: живут те Карутюрю да сын его Мокчага в Кангаласской волости у Куртега Сатыниникова .в холопех, а ясаку на них до- велось на нынешний 157 и на прошлые 155 и 156 годы по 2 соболя на год». «Холопы Буравой Кагамаев да Оргузей Онконов живут в холопех у якута Онкурея Тынинина,. а ясаку с них по 2 соболя». «Чейко Одуин в холопех у Ты- нинина; Онкурея Давук Бытыканов у Барука Сергоуева в Кангаласской волости, а ясаку с него по соболю на год. Ёшел Алтаканов, в Кангаласской волости у Он- кана Инокова в холопех, а ясаку на нем по соболю на год» 7 . Часто якуты, попавшие в холопство несколько лет назад, имеют свое хозяй- ство и облагаются ясаком самостоятельно. Администрация, не желая терять ясачных людей, повидимому, боролась с юридическим и имущественным обезличением холопов. Так, Ниркал Турчанов живет у Дурея Изнеева в холопах с 1645 года, «а скота де у него 2 коровы да ко- была, а ясаку на нем довеЛось на нынешний 1649 год и на прошлые 1647 и 1643 го- ды по 2 соболя» 8 . Наряду с этим, за других холопов вносят ясак их владельцы: «Баргулак Каясвинов живет в холопех у Савуя Бурухина, ясак привез за него Савуй Бу- рухин 9 . Любопытную картину представляет географическое распространение рабо- владения в якутских волостях. Замечательно то, что абсолютное большинство холопов было сосредоточено в одной Кангаласской волости (примерно, 70%), в самой крупной и оригинальной по своей социальной структуре. Из 39 холопов, прослеженных во всех волостях уезда, у одного Тынинина бьиш 15 холопов. Кроме Тынининых, в Кангаласской волости было еще несколько якутов, имевших холопов. Верстание воеводами в ясак холопов туземных князцов не раз .вызывало че- лобитные и протесты последних. Василию Шуйскому били челом князец Пегой орды Тайбохта Вонин и другие 4 остяка, что «у них де поимали в ясак старин- ных их холопей, у него, Тайбохты, взяли двух человек Ерзова с сыном и емлют 6 Захребетники в Московской Руси 16-17 вв. это чаще наемные сельскохо- зяйственные рабочие, получавшие зарплату натурой и не платившие государе- вых податей (жили «за хребтом» хозяина). Этот термин, примененный русскими к экономическим отношениям среди северных народов, требует некоторого по- яснения. Трудно допустить, что у ненцев, например, существовали в 17 веке предложение и наем рабочей силы. ЗЗхребетники у северных народов это — за- худалые безоленные люди, не владевшие средствами производства, вынужденные итти к экономически более мощному сородичу прокармливать себя работой у не- го, не платя ясак (положение как будто весьма близкое с русским захребетни- ком). Но это только пока не раскрыли ясачные сборщики... Захребетников у се- верных народов русские ясачные сборщики беспощадно «приискивали» и «при- бирали в ясак», т. е. включали в число плательщиков ясака. 7 Якутская ясачная книга за 1649 г., сост. при воеводе В. Пушкине, листы 75,. 76, 77 и др. Книга хранится в Якутском фонде Историко-археографического ин- ститута Академии иаук. 8 Там же, л. 783. 9 Якутск, яс. кн. 1649 г., л. 317.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2