Сибирские огни, 1935, № 5
134 ШИ11111Ш1111111Я1111Ш АЛЕКСАНДР ГУРЕВИЧ т о в а. Здесь же напечатаны новые записи эпоса народов тундры, записи т. М. О ш а р о в а, который не только художественно претворяет в своих про- изведениях эвенкийский фольклор, но и активно собирает и изучает его. Здесь помещены и поэтические переводы алтайского фольклора поэтов И в а н а Е р о- ш и н а и В а с и л и я Н е п о м н я щ и х . Напечатана статья о партизанском фоль- клоре т. С а я н с к о г о . Из книги А. А н а н ь е в а «Деревня колхозная» нам известно, что работника- ми политотделов, райкомов партии, бригадами Крайкома партии в течение зимы 1933-34 г. и весенней посевной кампании 1934 г. по районам и колхозам Запад- ной Сибири, параллельно с другими материалами, собран и значительный фоль- клорный материал. Тов. А. Ананьев пишет: «Нам удалось собрать свыше тысячи этих коротеньких песенок (частушек), распеваемых в колхозной деревне. Основная работа была проведена в Кожев- никовском районе. Большая часть частушек была собрана учащимися Вороновской ШКМ. С уче- никами провели беседу. Было дано задание — записать все частушки, которые поются под гармошку, балалайку и проч. Собрали 432 записи, более тысячи частушек» 1 . В каждом колхозе, в каждом районе края есть свои лучшие частушечницы, которые, соревнуясь, завоевали первенство на это звание. Вот как описывает одно такое соревнование т. А. К у л и к о в на страницах журнала «Сибирские огни». ...«Сегодня конкурс-соревнование деревенских самодеятельных искусств. Необычайное явление в колхозной жизни. Об этом вечере рассказывала выве- шенная в сельсовете афиша: «ОЛИМПИАДА В НОВОСИБИРСКЕ. Конкурс на лучших колхозных гармонистов, плясунов, часту- шечниц, балалаечников. Выступает украинский хор колхоза «Память Ленина». Пьеса — «А как у вас?» «Займовские частушки». 9 января на конкурсе-соревновании вы узнаете чья лучшая, куль- турная, чистая изба в колхозах Ново-покровского сельсовета». Д а ш а М а р т ы н е н к о вздрогнула. Со сцены назвали ее фамилию. Гар- монист заиграл песню, и с первыми переборами гармошки прошла робость: звонкий голос первой в колхозе частушечницы прокатился по залу. После каждой песни Даша делает несколько «колен» танца, и опять разли- вается новая частушка, летит в зал. ч Спела Мартыненко. Выступают Л и т о в с к а я , Р о г о в а я . Они не хотят уступить своей подруге. Ими овладел азарт соревнования. Каждой хочется по- лучить звание лучшей частушечницы колхоза и право участвовать в концерте МТС». А. М. Г о р ь к и й в своем заключительном слове шГ-L с'езде советских писа- телей сказал, что «начало искусства слова в фольклоре». Есть ли в Западно-Сибирском крае люди, которые от фольклора могут пе- рейти в большую художественную литературу? Есть. Мы знаем от того же А. К у л и к о в а 2 о колхознице С о л о в ь е в о й , что она создает частушку за частушкой на сцене, даже в период участия в районной олимпиаде. А таких Соловьевых, без сомнения, немало. Фольклористами Западно-Сибирского края изучается не только колхозный фольклор, но и -фольклор гражданской войны. Об этом свидетельствует издан- ная в этом году МузГИЗом книжечка «Песни сибирских партизан». Права редакция этой книжки, когда она пишет: «Опубликовывая первый выпуск новой серии «Песни гражданской войны-», содержащий в себе пять песен сибирских партизан, записанных в Томском окру- ге т. В. С е н к е в и ч , редакция этого издания надеется, что он не только по- служит к распространению уже записанных песен гражданской войны, но и д а с т т о л ч о к м е с т н ым к у л ь т у р н ы м р а б о т н и к а м д л я с о б и р а - н и я е щ е н е з а п и с а н н ы х о б р а з ц о в э т о г о в и д а м у з ы к а л ь н о - 1 А. А н а н ь е в . — « Д е р е в н я к о л х о з н а я » . Глава — «О чем поет кол- хозная деревня в своих частушках». Новосибирск, 1935 г., стр. 85. 2 А К у л и к о в . « К о л х о з н ы е в с т р е ч и » . (Страницы из дневника). Журнал «Сибирские огни» № 3, 1934 г., стр. 165)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2