Сибирские огни, 1935, № 5

132 Ш1111!111Ш111И11Ш АЛЕКСАНДР ГУРЕВИЧ ные наши изучения различных творческих подходов к фольклору у И с. Г о л ь д - б е р г а и П. П е т р о в а показывают нам, какое большое количество важнейших моментов, связанных с вопросами собирания материала и распределения его в рассказе, повести и романе, построенном на сибирской тематике, нуядао исследо- вать при изучении фольклорных мотивов в творчестве писателя, работающего на краеведческом материале. Это специальное исследование фольклорных мотивов в творчестве сибир- » ских писателей, с учетом опыта выполненных подобных исследований в отно- шении больших мастеров слова, поставит ряд творческих вопросов, в первую очередь перед писателями, — особенно начинающими, молодыми писателями, — а также и перед фольклористами края, и поможет качественному росту нашей советской художественной литературы Сибири. Одним из значительных разделов нашей работы явилась подготовка и уча- стие в фольклорной выставке, организованной на первом с'езде Союза совет- ских писателей в Москве. Обращение фольклорного бюро ССП и фольклорной секции ЦБК об уча- стии местных секций в этой выставке было нами совместно с оргбюро ССП на- шего края проработано и в результате развернувшейся подготовительной рабо- ты наша секция заняла первое место среди фольклорных секций Союза. Она единственная получила право демонстрировать результаты своих фольклорных работ как на выставке в Доме советского писателя, так и в редакции «Лит. га- зеты» на созванном там после с'езд& специальном фольклорном совещании. Фольклорная секция общества принимала активное участие в работе обоих пленумов писателей Восточно-Сибирского края и 1-й конференции, проходившей в феврале 1935 года. Совместно с правлением Союза писателей нашей секцией проведено десять фольклорных радиобесед, построенных в основном на материале дооктябрьского и пооктябрьского восточно-сибирского фольклора. Основная цель проведения этих бесед — ознакомление с историей изучения рабочего, колхозного, нацио- нального фольклора Восточно-Сибирского края и теми задачами, которые стоят сейчас перед советской фольклористикой. Кроме того, самостоятельно секцией проведено еще 20 фольклорных бесед с радиослушателями на многообразные темы фольклора народов СССР. В порядке взаимопомощи фольклорная секция рядом выездов своих членов в Улан-Удэ помогла организации фольклорной работы в Бурято-Монголии, где теперь активно работают в этом отношении правление ССП Бурятии, Институт культуры и Краеведческое общество. Оргкомитет ССП совместно с фольклорной секцией организовал первый в крае литдекадник по фольклору, посвященный разбору творческой продукции фольклориста З и г у р а , построенной на фольклорной базе, с интересным до- кладом о фольклоре и фольклорных мотивах в художественной литературе чле- на секции т. О к л а д н и к о в а . Зигур в легенде «Почему Ильич Ульянов Лениным называться стал» поста- вил перед С069Й задачу реализации существующего в фольклористике положе- ния об активном вмешательстве в творческие процессы фольклора через вос- создание художественных образов фольклора. Автор записал схемы легенд о том, что «Ленин потому назывался Лениным, что был сослан на Лену», «Ленин сидел в Александровском централе». Он раздвинул эти схемы, увязал имя Ле- нина с ленским расстрелом и нарисовал устами рыбака-сказочника ряд картин старой, каторжной Сибири, оттенив роль революционной ссылки в ней. Возникшие споры привели автора к мысли поделиться легендой и своей творческой установкой .с Н. К. К р у п с к о й . В ответ было вскоре получено очень интересное письмо, позже опубликованное на стр. «Будущей Сибири». На- дежда Константиновна выдвинула в нем перед писателями края следующие мысли: «Почему я так вцепляюсь в фольклор? Мне кажется, что тут можно нащу- пать новые пути поднятия народного творчества,»сублимации старых форм на высшую ступень. В чем должна заключаться сублимация? Мне кажется, в созда- нии массовых художественных форм передачи материала, материала современ- ного, правдивого. Старый фольклор переплетался с религиозными воззрениями, с народной темнотой. Это надо изжить. Я думаю, что формы фоль-клора особенно близки и понятны ребятам, в си- лу их конкретности, эмоциональности, но, беря форму, надо отделить ее от религиозного и /суеверного содержания. Задача — трудная несомненно» 1 . Литдекадник, параллельно с научной задачей собирания и изучения фоль- клора и приемов использования фольклора писателями в своих произведениях, поставил новую конкретную задачу о сублимации фольклорного творчества, пусть очень спорную в отношении путей осуществления, но реальную, не от- 1 «Письмо Н. К. Крупской о фольклоре». Журнал «Будущая Сибирь», 1933 г. № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2