Сибирские огни, 1935, № 5

ФОЛЬКЛОР И РАБОТА ЛИТОРГАНИЗАЦИИ ШУШШММНШПЩПШиМПВНШт 131 товские кельи и потому вредны, либо являются не литературными, а читатель- скими кружками» \ Кач дсбкться такого положения, чтобы «литературное ремесло» оказалось необходимым для литкружковцев различных учебных заведений, Красной ар- мии, библиотек, где сложнее, чем в заводских кружках, сочетать литературные интересы с определенными творческими задачами? Мы крепко задумалась над этим вопросом и в качестве опыта решили дать таким кружкам новую (не исклю- * чающую, конечно, участия в создании истории фабрик и заводов) конкретную задачу — систематическое собирание и изучение фольклора. В трех различных по типу литкружках: при Центральной библиотеке, при Горн тм институте и в №-ской части Красной армии был проведен ряд бесед- консультаций по Вопросам советского фольклора, проведено ознакомление с ме- тодами его собирания и изучения, установлены конкретные географические пункты летней работы по собиранию и изучению фольклора и соответственно с последнем организована несколько бессд — какой фольклорный материал соб- ран и может быть собран в данном районе, в данном крае. На основе этих ука- заний семью литкружковцами из комсостава проводятся в настоящее время изу- чения в ряде районов Дальневосточного края, студентами Горного института — в Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Красноярском и Западно-Сибирском краях,- литкружковцами Центральной библиотеки — в г. Иркутске, Братском районе и других точках. Что это дало и даст в творческом отношении для литкружковцев нашего края? Уже теперь ряд литкружковцев, соприкоснувшись, например, с фольклором каторги и ссылки, познакомившись с носителями этого фольклора, получили огромное число сюжетов, которые они порываются творчески обработать. Они усиленно ищут все новые и новые тексты. Они просят рекомендательные списки книг по истории каторги и ссылки в Сибири, обогащаются знаниями. Конкрет- ная задача — собирание фольклора — освободила их от выдумывания, выму- чивания чикому неинтересных тем, дала им ряд конкретных тем прошлого и на- стоящего, усилила интерес к краю, заставила основательно работать над собой, чтобы суметь перевоплотить высокохудожественные образы устного поэтиче- ского творчества в своей художественной продукции. Конкретная задача — собирание фольклора — не только теоретически, но и практически помогает литкружковцам понять значение фольклора в творчестве великих мастеров слова. Рождается желание учиться у них использованию устно- го творчества, читать об этом научные исследования и в своей творческой ра- боте преломлять их богатейший опыт. Конкретная задача — собирание фольклора — помогает литкружковцам учиться построению художественных очерков на материале зарисовок живых людей — исполнителей рабочего эпоса, колхозного фольклора, старых народных сказок и песен. Вы, конечно, помните художественный образ Федосовой, ма- стерски исполнявшей фольклор Олонецкого края, — образ, показанный М. Горь- ким в первой части «Клима Самгина», первоначально данный в очерке «Вопле- ница» в 1896 году, когда М. Горький был корреспондентом «Нижегородского листка» и «Одесских ведомостей» и длительно изучал выступления вопл'-ницы Ирины Андреевны Федосовой в выставочном концертном зале на Всероссий- ской выставке в Нижнем-Новгороде. Вы знаете также его талантливый очерк «Как сложили песню», посвященный импровизации народной лирической песни, подслушанной им в Арзамасе в 1901 году. Конкретная задача — собирание фольклора — поможет литкружковцу выработать в себе навыки создания худо- жественного фольклорного очерка, нужного нам сейчас для показа Сулейма- нов Стальских нашей великой родины. И, наконец, эта конкретная задача — для литкружковцев, собравших за лет- ний период времени богатый фольклорный материал, — поможет под руковод- ством специалистов-фольклористов дать ряд научно-популярных статей об огромном сдвиге в творчестве народных масс СССР, происходящем в каждом районе наших краев, областей и республик. Фольклооная сехция проводила консультационные беседы и с писателями края, втягивая старых и молодых писателей в общее дело собирания и изучения фольклора. Поэт Г р и т ч у к после одной из таких бесед приступил к записи песен периода империалистической войны и передал секции очень много инте- ресных текстов. Значительно помогла делу изучения фольклора в крае газета «Восточно-Си- бирская правда», систематически освещая на своих страницах результаты работ фольклорной секции. Каждый из нас знает, какое большое влияние на творчество корифеев рус- ской литературы оказал фольклор, но почти никто не знает, как подходили к фольклору, как обогащались через него писатели Восточной и Западной Сибири. Мы поставили перед собой задачу на конкретных примерах творческой про- дукции первоначально одного-двух авторов, поставить этот вопрос. Уже пер- 1 М. Горький. Л. Авербах. «О книге «Были горы Высокой», стр. 7. ГИЗ. ИФЗ. Москва. 1935 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2