Сибирские огни, 1935, № 5

АЛЕКСАНДР ГУРЕВИЧ ФОЛЬКЛОР И РАБОТА ЛИТЕРАТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Из опыта фольклорной работы Восточно-Сибирского края 1 . . .«Советские люди жаждут ближе, глубже познакомиться со своей прекрасной страной, стремятся познать свою обновленную, цветущую родину! Растет страстное желание узнать природные богатства и климат, экономику, культуру, обычаи, нравы многочисленных народов, населяющих Советский Союз. В каждом крае вы встретите сотни лвд^ей, с большим усердием изучающих * свои родные места. Они пытливо заглядывают в их историю, неутомимо роются в памятниках и архивах, настойчиво стремятся раскрыть их недра» 2 . Я хочу остановиться только на одной стороне этой краеведной работы — на собирании и изучении фольклора. Не буду говорить о художественном значении фольклора, о фольклоре, как орудии классовой борьбы, о колоссальной роли М. Горького в организации фольклорного Движения в СССР. Об этом присутствующие здесь товарищи пре- красно знают. Нет надобности особенно распространяться и о том, насколько политически: актуальна стала работа над фольклором. Общеизвестны указания товарища Ста- лина кинорежиссеру А. Довженко о необходимости использования фольклора в его работе над «украинским Чапаевым» — фильмом о пролетарском полководце Щорсе. Можно напомнить еще об организации фольклорной экспедиции в Мо- сковскую область по инициативе J1. М. Кагановича, о результатах которой вы уже читали в «Правде»; указать на создание специального отдела в газете «Правда» — «Творчество народов СССР» и появление нового отдела «Фольклор» в ряде лите- ратурных журналов; напомнить о фольклорном томе в многотомном издании «Две пятилетки», посвященном двадцатилетию советской власти. Сегодня я ставлю задачей поделиться с вами опытом работы фольклорной секции Общества изучения Восточной Сибири, причем остановлюсь лишь на тех видах краеведно-фольклорной работы, которые дали нам возможность совместной деятельности с" правлением Союза советских писателей Восточно-Сибирского края. Вы, конечно, знакомы с замечательнейшим коллективным рассказом ста гор- няков о прошлом и настоящем Высокогорского железного рудника, с книгой «Были горы Высокой» — ярким документом растущего массового героического эпоса. Напомню вам одна место из предисловия М. Горького и Л. Авербаха к этой книге: «Имеется на предприятиях ряд литкружков, основным содержанием работы которых стало составление истории своего завода. Но много литкружков осталось в стороне. В кружках, занявшихся историей, поставлена определенная задача. Литературное «ремесло» стало близким литкружковцам не потому, что они вообще уважают литературу или хотят вообще быть писателями. Литератур- ное «ремесло» оказалось для них необходимым в связи с реальным делом исто- рии—истории их заводской практики. Так на Высокогорском руднике: здесь ли- тературная работа не стала умильным поиском талантов, сладеньким восхищением перед первым написанным стишком, приобщением кружковцев к литературщине. На Высокогорском руднике занимались литературой для дела, поэтому там на творческой работе учились. Там же, где литкружки существуют, не ставя перед собой определенных творческих задач, — там они либо напоминают пролеткуль- 1 Доклад, прочитанный на собрании актива советских писателей Запсибкрая - Передовая «Правды»—«Знать прекрасную нашу страну» № 202, 24 июля 1935 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2