Сибирские огни, 1935, № 4

ДНЕВНИК «СИБИРСКИХ ОГНЕЙ» ИИШШИМвШ 175- писателя, который делает первый солид- ный вклад в литературу об Ойротии. До сих пор такого крупного произведения мы не имели. Есть книга В. Зазубрина «Горы», но в ней показаны кержаки, а алтайцев нет. Роман тов. Коптелова яаля- ется первым произведением об алтай- цах и, безусловно, является ценным про- изведением. Не об этом сейчас надо го- ворить. Надо критическими замечаниями помочь Коптелову сделать книгу еще лучше. Я не согласна с тов. Калининым, кото- рый говорил, что из романа выпирают углы тенденциозности. Неверно тов. Ка- линин сказал о Ярманке. У него получи- лось так, что у человека малограмотно- го не может быть мысли, что советская власть хорошая, что ее нужно защи- щать. Может быть, Ярманка защищает советскую власть не потому, что она — диктатура пролетариата, а потому, что он знал отдельных представителей со- ветской власти и они ему нравились. О форме романа. Очерковая форма преобладает в ряде мест. Мне кажется, что это не в пользу произведения, а во вред. Больше компактности, насыщенности, динамичности и нарастания действия, — вот что нужно. Этого часто мы у Коп- телова не видим. Пример: убили жену Борлая. Борлай вышел из юрты, в юрте темно, глаза ребенка полны страха... Вот здесь и нужно было бы поставить точку, на самом напряженном месте. А вместо этого мы видим ненужные под- робности. Мой совет автору: когда вы будете эту книгу отшлифовывать для отдельно- го издания, попробуйте подсократить. Произведение выиграет. Я в этом уве- рена. Длиннот не будет, тогда роман буду* читать с огромным увлечением. Т о в . П о п о в Д. (член литгруппы). Я не буду говорить о достоинствах кни- ги, о них сказано достаточно. Произве- дение ценное. Я согласен с тов. Хитрово, в книге есть излишняя подчеркнутость деталей. Меня яе удовлетворяет образ Суртае- ва. Его психология, его внутренний мир очень слабо очерчены. Мне хочется дать совет — должен быть более широкий показ большевика. Я не согласен с об- рисовкой формы проведения партийной школы. Что здесь получается? Воспита- ние людей проводилось где-то в глубине тайги, совершенно оторванно от куль- турного центра, в обстановке аилов. Здесь получается мелкое робинзонство. Партийная школа организована на ка- ком-то необитаемом острове. Почему нужно было отрывать ее от массы. Со- брали группу и в глубине тайги реши- ли организовать партшколу. Т о в . П ь я н к о в , секретарь обкома ВКП(б). Совершенно не обязательно партийную школу организовывать в ай- мачном центре. Т о в . Х а б а р о в секретарь обкома ВКП(б). Она организована там, где жи- ли партийцы. Т о в . П о п о в . Все, читающие роман,- узнают Каракол Онгудайского аймака. А отсюда возникает недоуменный воп- рос: вы показываете шаманизм, там где был бурханиэм 1 ). Почему бы не изме- нить название долины? Т о в . Х и т р о в о . А ты знаешь, что Толстой брал обыкновенно определен- ную географическую точку, но люди бы- ли вымышленные? Т о в . Х а б а р о в . Почему вы думае- те, что в Онгудайском Караколе не бы- ло шаманства? Т о в . Е н ч и н о в Толуш (директор с. х. школы). Я не читал этой книги. Скажу только о партийной школе. Мне кажется, что у тов. Коптелова совер- шенно правильно показано, как и где организовывались на Алтае партийные школы в 1925 г. Мы видим определен- ное место, мы видим конкретную обста- новку школы. Здесь говорили, что писатель должен быть справедливым. Мне кажется, что справедливость заключается не в назва- нии долины и не в том, какой Каракол писатель взял, а заключается в том, чтобы писатель уловил самую суть. Вед!, не обязательно давать определенную географическую точку. Действие проис- ходит -в Ойротии — и этого достаточ- но. Пусть будет Онгудайский Каракол. В чем дело? Там были и шаманисты. Речь должна итти о классовых взаимо- отношениях, о том, какую роль играло шаманство, ярлычество, и как это опи- сано в романе. Справедливость описания состоит в том, чтобы уловить правду на- шей действительности. Социалистиче- ский реализм в этом и заключается. Т о в . Я л б а ч е в . Когда я начал чи- тать первую книгу, то я думал, что изо- бражается Каракол Чемальский, меня смутила фамилия Тыдыкова, но потом я вспомнил, что его Пашкой звали и он давно сдох. Тов. Калинин недоумевал, как мог Яр- манка революционизироваться. Но ведь в романе говорится, что старший брат Ярманки был начальником партизанско- го отряда, а старший брат в его гла- зах есть все. Ясно, что Ярманка хотел ему подражать. Поэтому нет ничего уди- вительного, если у него были такие ре- волюционные взгляды. Надо сказать определенно, что это произведение является первым вкладом в литературу об Ойротии. Впечатление очерковости создается может быть по- тому, что автор описывает события так, чтобы читатель имел полное представле- ние об Ойротии. Здесь гозорят, что события, описан- ные в романе, происходили в Онгудай- ском Караколе, что там будто бы был только бурханизм и не было шаманиз- ма. Эти замечания не верны. *) Бурханизм — религиозное течение, возникшее иа Алтае в 1904 г. под влия- нием ламаизма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2