Сибирские огни, 1935, № 4
к р и т и к а и БИБЛИОГРАФИЯ КЯЛМШИ^^ '71 О ЯЗЫКЕ И СТИЛЕ РОМАНА П. ПЕТРОВА „ЗОЛОТО"* Вопросы языка и стиля, в особенности языка и стиля художественных про- явведений, находятся в центре общественного внимания. Дискуссия о языке в прошедшем году вступила в фазу исключительного оживления. Особенно важ- ным этапом в развитии дискуссии было выступление М. Горького, напечатавше- го несколько статей по вопросу о языке художественной прозы. Горький в осо- бенности ополчился против всякого рода словесной нечистоплотности и словес- иогв фокусничества, против малограмотного сочинительства, против вульгариза- ции и опошления литературной речи. Выступление Горького вызвало целый ряд откликов, высказываний, отча- сти возражений, способствовавших оживлению дискуссии. Некоторое отражение •та дискуссия о языке и стиле получила также и на страницах сибирских жур- налов и газет, правда, в степени самой скромной, заставляющей думать, что у пас в Сибири в этом отношении дело обстоит не совсем благополучно. Действительно, до самого последнего времени мы уделяли совсем недоста- точно внимания такой исключительно важной стороне нашей сибирской литера- турной продукции, как язык и стиль. Между тем, совершенно ясно, что без вклю- чения в дискуссию на началах самой широкой самокритики, без выявления недо- статков языка и стиля наших писателей, нам не удастся поднять на должную высоту качество литературных произведений. Именно с этой точки зрения, в плане борьбы за хороший литературный язык, попробуем произвести небольшой разбор (на основании типичных приме- ров составить общее представление о недостатках языка и стиля) одного из но- вейших произведений писателей Сибири. Вполне подходящим для этой 1тели яв- ляется последний роман одного из наиболее плодовитых сибирских писателей П. Петрова «Золото», сначала печатавшийся в журнале «Будущая Сибирь», в се- редине прошлого года вышедший в Иркутске отдельным изданием, а в насто- ящее время намеченный к переизданию в Москве. Я не считаю э ю произведение ии типичным для Петрова, ни типичным для сибирской беллетристики вообще. Но оно представляет собою образец, лучше всего иллюстрирующни те самые не- достатки нашей литературной продукции, о которых было столько разговора в пвследние годы. «Золото» П. Петрова производит двойственное впечатление. С одной сторо- ны, о т как будто М01Л0 бы быть отнесено к жанру «производственных рома- нов». История Улентуя, заброшенного, но богатого рудника, его восстановления и механизации, переплетающаяся с историей людей, принимающих то и*и инэе участие в этом дегсе, — составляет содержание этого произведения. Средч дей- ствующих лиц «Золота* вы можете встретить всех излюбленных героев среднего •роизводственногг) романа. Кучка энтузиастов партийцев и комсомольцев в союзе с перестроившимися или с перестраивающимися специалистами тз беспартийных при поддержк.: рабочей массы ведут чрезвычайно опасную (главный герой рома- на — Гурьян, директор Улентуя, не раз оказывается на волосок от смерти), но все же успешную борьбу с вредителями разного калибра и просто с бюрократа- ми, препятствующими восстановлению рудника. С другой стороны, «Золото» в «начительной степени является произведением авантюрного жанра. Роману нель- зя отказать в «занимательности». В романе описано с большими или меньшими аодробпсстями: пять смертных случаев, два покушения на убийство, одно (но за- то большое) наводнение, одно судебное заседание с двумя смертными приговора- ми, три романтические истории и еще много всяких других историй. В соответствии с этой жанровой неустойчивостью романа «Золото» находит- ся неустойчивость его стиля. Местами «Золото» написано прозой с терминологи- ей специальных докладов и отчетов: «Вандаловская наводила теодолит... Линия нредп.)лаг£емого разреза для бремсберга падала вниз... левее старательских шур- фов» (50); «граниты и сисниты в почве оказывали сопротивление, пожирая ко- ронки. Вандаловская приметила победиты» (115); «в начале июня победиты заме- нили дробью. Первая неделя работы дала по три погонных метра на буросмену. Колонковые трубы, ьоронки и штанги были спешМо переброшены» (116) и т. д. Вообще ж-» Петроа старается писать «высоким слогом», считая его, повидимому, квиб>л':.; подходящим для производственного рсмана. При этом он не избегает явной фальши, когда, например, сравнивает рабочих то с гладиаторами, то со сказочными кудггниками: «с бугристой волосатой груди шахтера стекали капли пота: он был псхож на древнего гладиатора» (133); «заросший бородою, похо- жий на сказочного кудесника, Морозов шагал» (126) и пр., когда называет их «патриархами рудника» (ИЗ), когда в таком же роде высказывается о механике Зайцеве: «Этст мало заметный спец преобразился теперь в мудро молчаливого богатыря, скромно скрывавшего до сих пор свои силы, как умная девушка свои мы:ли о замужестве» (?! 205) и т. д. В лубочной манере рисуется партиец Гурьян, * ГИЗ. Москва—Иркутск. 1S34.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2