Сибирские огни, 1935, № 4

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ ЮИМ^^ 168' опорой революционных преобразований в тайге. Сейчас они стоят во главе на- циональных Советов, учатся в вузах, возглавляют ударные бригады на строи- тельствах промышленных предприятий дальнего Севера, словом, вместе с тыся- чами белых пролетариев строят социалистическое хозяйство. Только таким мы представляем себе сегодняшнего Сауда, и это совершенно закономерное разви- тие его жизненного пути с общей тенденцией, намеченной в романе автором. Писатель, разумеется, свободен в выборе ситуаций и сюжетных коллизий. И мы ни на одну минуту ие хотим вмешиваться в будущую творческую работу М. Ошарова. Он может избрать любое направление жизни своих героев. Его за- дача будет заключаться только в том, чтобы всякое сюжетное положение оправ- дать, сделать жизненно-правдивым и убедительным. Мы попытались только до- казать здесь, что превращение Сауда в активного участника пролетарской рево- люции является наиболее об'ективно закономерным, оправданным с точки зре- ния самого романа. Подходя к концу нашего обзора, считаем нужным предупредить М. Ошаро- па: первой книгой своего романа он, в сущности говоря, перевернул только ти- тульный лист интересной истории одного из народов, населяющих Советский Се- вер. Впереди — самый трудный для художественного показа и самый сложный для исторического об'яснения этап развития этого народа. Сложный потому, что он знаменует собою большой исторический поворот в жизни тунгусов, вызван- ный пролетарской революцией; трудный потому, что он совпадает с постепенным преодолением как у тунгусов, так и у русских трудящихся масс такого глубоко- го и сильного чувства, как чувство национальной розни. А интересен для худож- иика этот этап именно потому, что он и сложен и труден. IV Но кроме социальных врагов в лице торговца и «своего» бая, у тунгуса был и другой враг — дикая непокорная природа, на каждом шагу подстерегающая плохо вооруженного и мало организованного тунгуса. Убегая от Калмакова и закаиваясь никогда не заходить к нему «покручаться», Сауд попадает в не ме- нее тяжелое положение. Завтра у него выйдут боевые припасы, сломается топор, иссякнет запас муки, и он окажется лицом к лицу со смертью или одичанцем. К сожалению, несмотря на блестящее знанье материала, М. Ошарову не удалось передать с достаточной полнотой ощущение этого страшного тупика. Любовь ав- тора к своим героям оказалась настолько сильной, что он не решился поставить их перед угрозой двойной опасности. Наоборот, очень многие эпизоды трудовой жизни эвенков, особенно Сауда и Пэтэмы, поданы в довольно мягких романти- ческих тонах. Нам понятны творческие мотивы, которыми руководился автор, да- вая такое распределение красок: ему нужно было сильнее подготовить картину будущего вероломства русских купцов, заставить читателя с особой силой по- чувствовать преступление Калмакова, ворвавшегося в полуродовой быт эвенков со своим хищническим, ничем необузданным стремлением к прибыли. Но такое !гротивопоставление ошибочно по существу, а с художественной точки зрения — иуть наименьшего сопротивления. Как бы ни был отвратителен Калмаков и весь строй, от имени которого он «представительствует», все же он несет в тайгу более совершенные орудия тру- да, создает рынок, толкает тунгусов на путь более решительного освоения таеж- ных богатств, т. е. в конечном счете — пусть через трупы и кровь родичей Сау- да — но об'ективно ускоряет исторический процесс развития одного из отсталых народов Севера. Поэтому советский писатель, изображая подобного рода про- цессы, должен уметь находить правильную точку зрения, он должен уметь уме- рять свои эмоциональные порывы, когда они расходятся с логикой исторической закономерности. Конечно, с точки зрения внутренних отношений, сложившихся у эвенков де- сятилетиями, приход Калмакова означает безжалостное нарушение всех старых устоев и родовых традиций. «Столкновение новообразовавшихся общественных классов — пишет Энгельс в предисловии к I-.му изданию «Происхождения семьи»— взрывает старое общество, покоящееся на родовых об'единениях; его место за- ступает новое общество, спаянное в государство, подразделениями которого яв- ляются уже не родовые, а местные об'единения, общество, в котором отношения собственности вполне господствуют над семейными отношениями и в котором отныне свободно развертываются классовые противоречия»... Несложная «покрута», являющаяся простейшей формой обмена, должна с при- ходом торговца постепенно развиваться и тем принести с собою господство част- ной собственности. Таков неизбежный закон развития всёх народов, порабощае- мых империализмом. Советскому писателю, стоящему на позициях социалисти- ческого реализма, нет основании рассматривать этот процесс, как нечто случай- ное и нежелательное. Нужно смотреть на него, как на неизбежное явление «но- вой истооии» человечества, как на процесс, который именно тем и прогрессивен, что он тяжел, кровав, отвратителен, что поэтому он вызывает вначале глухой, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2