Сибирские огни, 1935, № 4
t ea 1ШШШ1ШШ1Ш{! Шт1П!)ЦШ1Н!^ШШШШ1М№1Ш1Ш! и!П1ШК1!;1П1Ш1!Ш1т1ПШ: НПШШШ1 КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ гикая в Индию или Китай. Калмаков считает это излишним. Он достаточно уве. рен в своей силе и безоружности тунгусов. Попы придут потом. Они лишь закре- пят победу хшцников — Калмаковых, они осветят именем бога насилие, грабе», и опустошения, произведенные Калмаковыми, они окропят места, на которых бы- ли убиты ни в чем неповинные Пэтэма и Топко. III События в романе обрываются как раз тогда, когда конфликт между эвенка- ми в лице Сауда и белыми колонизаторами достигает наибольшей остроты. Сауд. как уже сказано выше, сжигает факторию ненавистных белых купцов, отнявших у него отца и невесту, и уходит в тайгу. Внешне это как будто и есть разреше- ние вопроса. Калмаков наказан, Сауд отомстил. Но это только внешнее разре- шение. На самом деле здесь только и начинается более глубокий конфликт. Идти ли Сауду назад, в прошлое, отказавшись от достигнутого уровня материального существования, и тогда обещание Сауда «не топтать больше троп в сторону рус- ских» будет выполнено; или же, уступая потребностям экономического развития, вернуться назад, чтобы «покручаться» у купца, единственного обладателя город- ских товаров, без которых тунгус не может существовать (топор, порох, дробь, винтовка, мука, табак). Ясно, что обещание Сауда долго соблюдаться не может: сила вещей, суровые законы борьбы за существование толкнут его вновь на фак- торию, чтобы, затаив ненависть, все же начать «торговлю» с белым купцом. Только пролетарская революция избавит Сауда от этого тяжелого испыта- ния. И мы думаем, что в романе так оно и произойдет. Впрочем, это — тема вто- рой книги, и предрешать ее содержание мы не намерены, да это было бы и на- прасным делом. Важно, что писатель наметил общую тенденцию развития собы- тий. А она выражена очень четко: чувство ненависти, желание бороться протис угнетателей разожжено в Сауде достаточно сильно. Тов. Трунев в своей статье о романе М. Ошарова напрасно требует от автора, чтобы он уже в первой книге дал понять читателю, что тунгусы будут делать в эпоху коллективизации и индустриально-технического освоения тайги. Оттолкнувшись от совершенно правильных теоретических предпосылок о том. что знанье прошлого нам необходимо для понимания и об'яснения настоящего, т. Трунев хочет переложить на плечи автора то, что должен был сделать он сам, как критик, т. е. пользуясь общими тенденциями, данными писателем в ро- мане, «об'яснить сегодняшний день» его героев. Конечно, к писателю мы можем и должны пред'явить требование, чтобы изо- бражая своих героев и их поступки, он давал и тенденцию их развития. Но это требование в данном случае излишнее: главные тенденции развития героев наме- чены Ошаровым достаточно отчетливо. Сауд глубоко ненавидит белых колониза- торов, меж последними развивается острая конкуренция, среди пастухов тунгус- ского бая нарастает глухое недовольство. Разве этих простых справок не доста- точно для того, чтобы сказать, что социальные и личные тенденции героев да- ны автором романа более чем определенно. Кроме того, на вопросы т. Трунева уже дала ответы сама жизнь — советская действительность. Поэтому нужно не задавать их, а отвечать на них — и тем помогать читателю правильно понять произведение М. Ошарова. В этом ведь одна из важнейших задач нашей комму- нистической критики. Какой же ответ дала советская действительность на вопрос т. Трунева, на ка- кой путь встали герои М. Ошарова после Октябрьской революции, какие трудно- сти они должны были преодолеть? Основное, чем наделил Ошаров своего главного героя это — любовь к сво- ему народу и ненависть к поработителям. Таким образом, в сознание Сауда за- брошена искра национально-освободительного движения, используемого проле- тарской революцией в борьбе против империализма. Правда, в романе М. Оша- рова Сауд ненавидит вообще белых, потому что ничего кроме порабощения, об- мана и крови он от них не видел. В этом факте скрыта огромная трудность про- летарской революции, которая должна повести за собой и отсталые иародности. Нужно было преодолеть у них национальную ненависть к белым, доказать тун- гусам, что если белый — купец есть действительно враг трудящегося тунгуса, то белый — большевик-ленинец — его друг, несущий освобождение и от купца Кал- макова, и от бая. Потребовалось не так уж много времени, чтобы тунгус увидел, что фактория Госторга не ворует его труд, не спаивает, не разбивает его семей- ного трудового покоя, не выманивает за безделушки драгоценную пушнину, что между Калмаковым и советской факторией нет ничего даже самого отдаленного общего. Лечебные учреждения, школы, культбазы, более высокую технику слова, лучшее оружие и боеприпасы, организацию оседлости и общее коренное улуч- шение жизни кочевых народов — вот что принесла Октябрьская революция в си- бирскую тайгу, в том числе и на стойбище эвенков. Лучшие из эвенков, наиболее энергичные и смелые, носившие в себе затаен- ную ненависть к купцу и баю, каким мы видим Сауда, явились для нас главной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2