Сибирские огни, 1935, № 4
164 W—l lnil IWIHШ—I———IIW—] li 1I •ЧИ11 11—11 п. ДРАВЕ августа 1705, 6 (17) декабря 1705 и 20 ноября (1 декабря) 1706 года; последний болид — со звуками. Далее на протяжении 35 лет мы не встречаем в «Летописи Сибирской» ни од- ного указания на болиды. Может быть, в связи с некоторым под'емом просвеще- ния, вызванного экономически необходимыми реформами Петра I, полеты крупных метеоров перестали волновать воображение. И только необычная «пальба» с яс- ного неба 18-VH-1741 г. нашла отражение в летописи — и то в спокойных тонах. Заметим в заключение, что о рассмотренном нами выше факте падения мете- орита в церковь Николая на Прямском взвозе ни слова не упомянуто в «Летописи Сибирской». Мы об'ясняем это тем, что составителям последней — монахам и во- обще лицам духовного сословия — было неловко зафиксировать столь неприят- ный казус. В самом деле, с точки зрения суеверных попов того времени, случай вышел прямо конфузный: в храм, посвященный высокочтимому «чудотворцу», ле- 1 лт с неба камень, пробивает отверстие под куполом, проникает до придела Ди- митрия Солунского (который считался патроном Сибири) и там производит неко- торый беспорядок. По свидетельству Щапова, «в XVII веке явление метеорных камней приписы- вали воле богородицы и считали их ниспосылавшимся свыше наказанием за упо- требление табака и нарушение церковных обрядов» 1 . Зная нравы своей братии, летописцы из архиерейского дома воздержались от регистрации факта, который мог бы скомпрометировать церковников в глазах потомства столь явно, по их мнению, выраженным «гневом небесных сил». Но когда было можно и нужно, они находили истолкования (хотя и неудачные) для неприятных явлений. Так, 8 (19) мая 1705 года, во время представления около Сергиевской церкви поучительной мистерии, сильной бурей сорвало с этой церк- ви весь верх с маковицей и крестом, а также сломило крест над алтарем собор- ного храма. И вот, к сообщению об этом случае консервативный монах-историк прибавляет: «прознаменул всемогущий господь бог гнев свой на творящих игра- лища кэмедианская». Но если о метеорите 1684 г. умолчали монахи, то составитель «Сибирского Летописца», человек светский, не думая о доброй славе современного ему тоболь- ского духовенства, записал случившееся и тем сохранил до наших дней известие об интересном и редком природном явлении. 1 Сочинения А. П. Щапова. СПБ. 1906. Том I, стр. 154, юм II, стр. 140.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2