Сибирские огни, 1935, № 3
218 И И М И Ш М И М Ш ^ Б И Б Л И О Г Р А Ф ИЯ з ул ьтатов деят е л ьнос ти Абрамова (а ре- з у л ь т а ты нема лые) каким-то его особым дарованиям. Ес ли сравнить -путь Абрамова с тем, который проходили прежние интеллиг ен- ты, заброшенные в такое же з ахо л у с т ь е, т о полная, резкая противоположность бьет прямо в глаза. Студенческие г оды Абрамова — не высшая точка под' ема, после которой начинается падение. Шк о - ла дает т о л ько первые толчки, направ- л ение; настоящий рост начинается после нее. Направление настолько верно и толчки так сильны, что в дальнейшей с у д ь бе Абрамова мы не сомневаемся. Из не го вырастет х ороший работник, каких мно го уже есть и еще б о л ьше будет. Такие, как он, — л учшие показатели, что в стране происходит великая строй- ка. Есть в повести — как полагается — и люб ов ь. Аб рамов увлекся мо л о д ой де- вушкой, коммунисткой Евгенией. Евге- ния отвечает на его чувство. Д о « кон- ца» « х отношения автор не доводит: Евг ения у е хала в Иркутск, г д е поступи- л а в мединститут. Но счастливый ко- нец — как прежде выражались — неиз- бежен. А пока эта люб о вь играет в жиз- ни Абрамова б о л ьшую о р г а ни з ующую ро л ь . Евгения — коммунистка, о пар- т и й ц а х же Абрамов очень высоко го мнения. Он хочет стать на один уро- вень с Евгенией. «Я, Евгения, навсегда с партией и х о чу навсегда быть с то- бой » , — заканчивает он свое письмо к вей. Тема, за к о т о р ую взялся Г л е б ов, — большая, во лнующая тема. У же по од- ному этому не л ь зя о б ойти е го р а б о ту молчанием. Такие произведения всегда интересны, так как интересен предмет, который они изображают. Но значитель- ность темы, ее жизненная острота не . всегда опр е д е л яют качество х у д оже- ственного произведения. Что можно ска- зать о работе Г л е б ова? До с тоинс твом повести является ее законченность. ( К с л о ву сказать, в первоначальном своем виде, как она была напечатана в журна- ле, повесть такой законченностью не об л ада л а. Автор, видимо, мно го пора- ботал над ней) . Это свойство зависит от то г о, что автор выбрал д ля изображения из жизни свое го г^роя такой отрезок, который сам по себе является завершен- ным. Абрамов в повести еще не уста- новившийся человек. Вследствие этого, он переживает колебания, делает ошиб- ки; одна из этих ошибок повела даже к тому, что е го предали с уду. Суд над Абрамовым был д л я него, как опреде- ляет одно из дейс твующих лиц повести, военком Иванов, экзаменом на зрелость. Абрамов и в дальнейшем, вероятно, б у - дет ошибаться, но корень и характер этих ошибок б у д ут иные: мо л одо с ть кончилась. Умение выбрать такой мате- риал, который по зво ляет создать закон- ченное повествование, не дается иногда и б о л ьшим мастерам. Не довол ь с твуясь этой присущей самому материалу за- вершенностью, Г л е б ов прибегает к чисто лит ера т урному приему, чт о бы « з акру г- л и т ь » свое произведение. В начале по- вести Аб рамов держит пари с б уря т ом Ринчин, о б я з у я сь про с л ужить в Бурятии три года. В конце повести Абрамов сно- ва встречается с Ринчин и заявляет ему, что тот проиграл спор. Три года еще не прошли, и спор, в сущности, еще не раз решен, н о эпиз од этот, действительно, з акру г л я ет повествование. Удачно, несмотря на б е г л о с ть зари- совки, схвачены о т д е л ьные типы. Ста- рый врач Несчастливцев, у к о т о р о го за плечами 25 лет работы, совсем ушел в свою с к о р л у п у: « е г о хата с краю» . Он, видимо, давно уже проде лал типичную д ля прежне го интеллиг ента эволюцию. Но он с ловно проснулся, стал живым и деятельным, ко гда е г о задели « за жи- вое » . Г л е б ов верно подметил э то живое: старый специалист выше всего ценит свою рабо т у, и через нее имеино его можно направить на истинный путь. Коммунистка Ев г ения ,—хо ть и дей- ствует б о л ьше за кулисами, однако, на- делена живыми, человеческими, харак- терными женскими свойствами, а не од- ной т о л ь ко твердокаменностью, как это нередко бывает в некоторых романах. Д о в о л ь но живо показан район, в кото- ром работает Абрамов. Книжка заинте- ресовывает, а ре з у л ь т а т ов суда над Аб - рамовым читатель жд ет даже с некото- рым волнением. Выше отмечено, что повесть произво- дит впечатление законченности. Но ком- по зиционно она все же сколочена до- во л ьно с л а бо и производит моментами впечатление ряда эскизов, н а н и з а н н ых на о дну тему. В некоторых с л учаях их можно переставить « л и совсем выбро- сить. Ветпункт, например, находится в доме баптистки, и в повести даже опи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2