Сибирские огни, 1935, № 3
208 1!11Ш!1!1!111!№№!11!11ШГ!1!1!11МЛ11!1>Ш В. И Т ИН К входу в прибрежную прогалину « К о л ым а» и « Лейт енант Шми д т» подошли одновременно и одновременно застряли у н е б о л ьшо го барьера льдин, стоявших на мели. С о б о их пароходов спустились подрывники. Взрыв у « К о л ымы» раздался раньше. Нам не пришлось расходовать свои « снаряды». Сильная подводная волна д ошла до «Лейтенанта Шмид т а », и оба парохода вошли в прибрежную по л о су с во б одной воды. Сначала прогалина была узкой, как между мысом Северным и Онманом, затем стала шире, паро х од пошел полным х одом, а капитан пошел спать: здесь е го мог- л и заменить помощники. Ко г да я снова вышел на пал убу, солнце уже начало склоняться к юго - западу. Мы про х оди ли мыс Ше л а г ский или Эрри, самый высокий мыс Чу к о т с к о го побе- режья. Он, как окаменевший великан, стоял у входа в Ча унс кую г у б у . На яркой, зелено- синей воде, теплым о г оньком за г оре лась же л тая чукотская байдарка. Мо - л о д ой чукча держал в поднятой руке бумажный пакет. Па р о х од застопорил ма- шину. В пакете было письмо. « Уважа емый товарищ капитан! (Посылая нарочно го с этим письмом, я имел намерение выяснить состояние л ьда к востоку от мыса Ше л а г с ко г о, но вместе с тем, в случае, если нарочный увидит пароход, то получить и доставить мне т е л е граммы и письма. По л оже ние на море крайне неблагоприятное. Ох арак т е ри з ую состояние льда и метеороло гические ус ловия э т о го года. Пе рв ое движение морско го льда у мыса Ше л а г с к о го на б люда л о сь 29 июня, но, ветер — Восток -юг о - восток 1 — продо лжа л ся свыше 12 часов и сменился западным, вновь вдавившим лед в берег. Вт о р о го августа опять в течение по л у с у т ок д ул ВЮВ и снова слегка о т одвинул льды, но опять сменился западным, надвинувшим л ьды. Такая смена восточно -юг о - восточным и западным ( иногда, ЗЮЗ ) ветров, а вместе с ними и л е г кое движение л ь да от бере га и вновь з а г ромождение при- б р ежных вод льдами происходит до нас т ояще го времени. Тре т ь е г о, четверто го и пято го августа ду ли переменные западные и западно -юг о - западные ветры сред- ней силы, ше с т о го ( точней с 19 часов 5/VIII по 18 ч. 6/VI1I) д у л ВЮВ средней си- вновь вдавившим л ед в берег. Вт о р о го августа опять в течение по л у с у т ок д у л восточный ветер средней силы, одиннадцато го и по лдня двенадцато го слабый юг о - з ападный ветер, со второй половины дня двенадцато го до утра тринадцато- г о — слабый западный ветер, который продо лжае т ся и до на с т о яще го времени. С одиннадцатого числа ветра южно го направления начали л омать морской лед и в настоящий момент вся прибрежная масса л ьда расколота на мелкие льдины. Вид моря на сегодня — от мыса Ше л а г с к о го на восток, до устья реки Ер г у эм (ки- л оме тров 25) — сбитый, сломанный лед, да л ее до Куйв у эм — разбросанный пло- вучий лед. К западу от мыса Ше л а г с к о го д о острова Айона — редкий пловучий лед. В дни действия восточных и южных ветров к западу от м. Ше л а г с к о го со- вершенно чисто от льда. Чаунская г у ба начала освобождат ь ся от льда, если не считать образования прогалин у бере гов, лишь с конца июля месяца. Приб ли з ит е л ьно 25 июля весь л ед залива был раз бит и сбивался ветрами у к а к о г о - л и бо берега, 29-го залив совер- шенно очистился, но западный ветер опять нанес л ь ды. Состояние л ь да в Чаунской г у бе бы ло п о д о б но морскому: при восточных вет- рах уно сило л ьды, при западных — приносило, но пос ле каждой из кочевок льда, пос л едне го становилось все меньше и меньше и последний западный ветер за все дни принес л ишь к северному б ере гу залива у з к ую по л о су ( киломе тров 8 шири- ной) льда. Кроме того, важно отметить раннее похо л одание. Начиная с 26 июля не было 1 Хо тя учит е ль Форшт ейн пытается опреде лить направление ветров, упоми- наемые в его письме, с во зможной точностью, надо иметь в виду, что кроме карманного компаса у не го никаких п о д х о д ящих приборов не было и потому «направления эти, конечно, приблизительны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2