Сибирские огни, 1935, № 3

204 М1Ш11111111Ш1111М11Ш В. ИТИН с рассеянным л ьдом. У мыса Биллинг са остановились, пол учив радио грамму от экспедиции В о з д у х офл о та с прос ьбой оставить им н е о б х о д им ую де таль д ля од- н о г о из катеров, потерпевших н е б о л ьшую аварию. « Мыс Биллингса, — можно прочитать в « Сибирской Сове т ской Энциклопе- дии » , — самый выдающийся северный выступ в проливе Л о н г а » . Никако го « вы- с т упа» здесь нет. Мыс Биллинг са — ровный, с л е гка з акру г л яющийс я, песчаный бере г. От э т о г о пункта чукот ское по б е р ежье поворачивает почти прямо на запад. Между прочим, с л е дова ло бы заняться г енерал ьной « чи с т к о й» старых г еогра- фических названий на наших советских картах. В книге Н. В. Слюнина « Ох о т с к о—Камч а т с кий край», нашедшейся в биб лиот еч- ке капитана Мил ов з орова, я прочитал: « Би л л ин гс был крайне несимпатичной лично с т ью. Т о л ь ко е г о помощник, Са- рычев, как серьезный путешественник, описал б о л ьшую часть бере г ов О х о т с к о го моря» . .. Принятый на р у с с к ую с л ужб у, англичанин Бил лингс был назначен на- чальником -экспедиции (1785—92 г.г.), в задачу ко т орой в х о ди ло пройти от Ко лы- мы д о Берингова пролива. Экспедиция не выполнила э той задачи и составила от- рицате л ьное мнение о проходимос ти Северно го мо р с к о го пути. О т экспедиции ос- тались научные работы англичанина Сэйера, натуралиста Ме рка и капитана Сары- чева. Сам же Бил лингс занимался совсем дру гими делами. « Д аж е , повидимому, •интеллиг ентные лица ученых экспедиций, — пр о д о лжа ет Слюнин, — попав в Си- бирь, заражались царившей в ней атмосферой произвола, самодурства и личной наживы. Примером э т о го может с л ужить знаменитый Бил лингс со своими т ор г о- выми операциями. Даже экспедиция б о л ее симпатичного Беринга в 30-х г о дах п р ошл о го ( X V I I I — В. И. ) столетия б е з обра знича ла и насильствовала в Яку т ске ». У мыса Биллинг са стояла на ме ли по л ура з рушенная американская шх уна « Э л и з иф » . В 1928 г оду, выйдя с лишком по з дно в Ко лымский рейс, шх уна зази- мовала у мыса Северного. На с л е д ующий г од она снова двину лась к у с т ью Ко лы- мы, но у мыса Биллингса пол учила пробоину при столкновении со л ь дом, начала т ону ть и выбросилась на б ере г. Американская команда покину ла шхуну, а г ру зы были проданы Камчатскому акционерному о бще с т в у. На б е р е гу возникла маленькая фактория. Там жил один т ор г овый работник с женой. « К о л ым а » оставила здесь пограничника, по с л анно го д ля проверки и учета спасенных товаров. За в е д ующий факторией, зимовавший на мысе, с о о бщи л, что в э т ом г оду л ед о т ошел от бере га в начале августа, срок сравнительно очень позд- ний, свидетельствовавший о б очень т яже л ом состоянии льда. — За мысом Биллинг са путь всегда бывает л е гче, — отвечая моим мыслям, сказал капитан 1 . С утра 22 августа тянул восточный ветер. Не ско л ько, десятков миль паро х од шел по совершенно чистой воде, — давно неиспытанное наслаждение, х о тя х од наш был медленным, как дрейф. К ночи п о д ул юго - западный ветер. Ст а ло т епло, + 1 4 С. Эт от ветер, одновре- менно теплый и прохладный, несущий далекие з апахи даурской лиственницы и цветов тундры, врывался в арктический в о з д ух новой, особенной, от личной от него, струей. Ветер плыл над льдами, о х л аждая с ь, меняя оптические свойства воз- ду х а , л ьды в нем расплывались, поднимались высокой стеной, как сказочная на- б ережная из яшмы и г о л у б о го мрамора. Ночь наполнила в о з д ух л е г к ой ро з ова т ой т епл ой мг лой. П а р о х од шел мимо мыса «Ша л а у р о ва из ба » , по л у чивше го свое название от л ежащей на нем скалы, геометрически правильной, как домик. В неверном мг листом свете «Ша л а у р о ва и з б а » превратилась в настоящий х у т ор. За б о л ьшой « и з б о й» появились дру гие « и з бы » , поменьше. Гряда высоких о с трых камней на гребне мыса напоминала лес. Внизу, в тих ом озере, плыли б е лые л е б е ди — льдинки. 1 В с л е д ующие г оды — 1932 и 1933, ко г да на Вос точном варианте Се в е рно го мор с ко го пути впервые стали применяться крупные, г л у б о ко сидящие корабли, л ь ды у мыса Биллингса неоднократно яв л я лись с ерье зным препятствием. В 1933 г о ду здесь, впервые в истории Ко лымских рейсов, з а зимовали суда. Д л я « Лейт енанта Шмид т а », не г оворя уж о « К о л ым е » , по л о са воды между л ь д ом и бе- ре г ом была до с тат очно г л у б о к а. Морис т е е, как прежде, был виден сплошной л ед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2