Сибирские огни, 1935, № 3

202 (ll!!!lli !l!lfli !llllilll!llllillllll!H В. ИТИН прошли « У э л л е н» и « Лена » . Воспользовавшись возможностью движения по воде вдо^ь берега, корабли начали разгрузку. Надо было снабдить факторию мыса Северного, оставив самое необходимое, взамен тех грузов, которые погибли на « Чуко т к е ». Склад муки, выгруженный ранее с «Лейтенанта Шмидта », также под- везли к мысу. На следующий день снова была ясная, безоблачная сияющая погода. Капитан Миловзоров сам захотел взобраться на высшую точку мыса, и оценить положе- ние вместе с капитаном Сергиевским. Ледяная панорама, открывшаяся перед нами, была совершенно та же, как две недели назад. Т о л ь ко ближе к бере гу и в промежутках между ледяными полями было больше раздробленных мятых льдин. Да л е ко к западу под берегом ясно виднелась такая же прогалина, как та, в которой остановился «Лейтенант Шмидт ». Она начиналась приблизительно там, г де в по л укру г л ом открытом заливе стоял астрономический знак, отмечающий 180 меридиан — границу Восточного и Запад- но го полушарий. Полоса льда, разделявшая прогалину, была относительно невели- ка, не шире, че»! линия меридиана на глобусе. Но как было пройти эту прокля- тую черту? У скал мыса не могли пробраться даже кавасаки Во з ду хофл о т а, с осадкой в •3,5 фута. Итти вперед было невозможно. » — Видно, что лед неоднократно перегруппировывался после разлома зимнего л едяно го покрова, — сказал капитан Миловзоров. — В таких случаях, в навигаци- онный период достаточно юг о - вос точно го или восточного ветра, даже средней силы, чтобы раздвинуть лед. То л ько, вот, не дуют они... — Подуют, — пробормотал капитан Сергиевский и решительно зашагал вниз. Рядом, на второй вершине мыса, среди рыжих камней, поднимались кресты старых могил и красные звезды новых. Это были памятники многочисленных зимовок судов. Мо г илы казались черными на ослепительном фоне л едяно го моря. Они напоминали о грозящей зимовке, быть может, о новых красных звездах над проклятым мысом. Мы стояли лицом к юго-востоку, откуда моряки так страстно ждали освобо- дите л ьно го ветра. •Капитан сжал кулаки. — Ведь подует же он? До лжен подуть, чортова мельница! 4. 22 августа. Юго-восточный ветерок подул дня через три. Был он слаб, но л ь ды стали распускаться. В отвратительном бе лом панцыре появились разводья, ку- сочки моря, прекрасного свободно го моря. Большие массы льда сдвинулись к севе- ру, отчасти и на берег, сузив б ере г овую прогалину. Настала теплая, ясная пого- да, те редкие блистающие дни, когда художники навсегда влюбляют ся в Аркти- ку. Капитан часами наблюдал за ледяным покровом из своего « воронь е го гнез- да » . Он вырабатывал план наступления. Как старый стратег, он приказал приго- товить машину, чтобы начать поход на рассвете. Но на этот раз арктическая доб- лесть долготерпения не оправдалась. У « К о л ымы» был несравненно лучший на- блюдательный пункт, чем у «Лейтенанта Шмид т а» — на мысе Северном. В ночь на 20 августа на « К о лым е» зажглись сигнальные огни и через несколько минут пароходик двинулся вперед, б одро огибая скалы. Стоять, когда другой двигается, в Арктике невозможно. Капитан взбежал на мостик. Звякнул судовой телеграф, зашипел пар в лебедках, раздались слова команды. — Выбирай якорь! «Лейтенант Шмид т» двинулся и, так как повернуть его во л ь ду не удалось, то он пошел прямо на черный мыс. Северные ночи заметно потемнели, но ледяная даль была видна до горизонта. На севере длилась теплая заря. Паро х од медленно шел вперед, расталкивая льды; Он шел там, где еще позавчера я х одил среди громадных т яже лых торосов. Вот что сделал слабый юго-восточный ветерок! Торо сы разошлись, как то л ько кончи- л о сь сжатие. Всюду видна была настоящая соленая морская вода. Ледоко л ьный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2