Сибирские огни, 1935, № 3

А Р К Т И Ч Е С К ИЙ Ф Р О Н Т 1И1Ш11М1Ш111111!1!1И 201 тепла, что мы нево л ьно проникались уверенно с т ью: л ед не выдержит. Этот страш- ный б е лый минерал, упругий, упорный, неподатливый, изменчивый и хитрый д о л - жен был исчезнуть, как шпик на освещенной солнцем улице. С о л н це в з ошло в тишине т е п л о го во з ду ха. Барограф чертил п а д ающую кри- вую. Падение о значало ветер; но разводья вели к Рыркарпию, капитан Ми л о в з о- ров назначил срок — 6 часов утра и, в тишине и солнце, — « Лейт енант Шми д т » пошел вперед, в первый раз за две недели. Мы у спешно продвигались в 4-5 ми- л ях от берега, в крупном, но достаточно разреженном, проходимом л ь д у . Мы шли к Рыркарпию и прошли бы е г о; но север, зима, бросились на нас в контр . атаку. Да, э то бы ло страшно п о х оже на неудачный маневр бе лой армии, раздра- женной наскоком кроше чно го партизанского отряда и обрушившейся на него все- ми продажными средствами интервентов, вместо то г о, чтобы заманить поближе. На г ориз онте за мысом Северным появилось рыжеватое облако. Его стреми- т е л ьный и гро зный полет напоминал г а з о в ую атаку. Об л а ко перекатилось через Рыркарпий, з акрыло берег. Ветер, насыщенный туманом, завыл, как воют по но- чам е з довые собаки, г ориз онт скрылся. Это был норд-вест. Л ь ды зашумели, увл ека емые мгновенно возникшим встречным течением. Л ь ды шли, забивая у зкие прогалины, со скоро с т ью 3-4 у з л ов. Капитан Ми л о в з оров по- верну л ся к старпому, отбывавшему свою вахту. Капитан стоял в « воронь ем гнез- ще » . Я увидел кру г л о е, по т епл евшее от северного ветра лицо. Капитан усмехал- ся хи т ро и виновато. — « В е дь вот, старик, а смальчишествовал, по л ез в мыше л овку », —- прочит ал я в е го усмешке. И о ветре: — « Ду р а к, нал е т ел рано, вот бы прижал у мыса, не выбрались бы» . .. На « Лейт енанта Шм и д т а» надвигались г ромадные о б л омки торосистых ледя- ных полей. Капитан быс тро в з г л ян ул на по ле битвы. — Пр а во на б о р т ! По в е рн у ть п а р о х од во л ь ду всегда очень трудно. Старпом дал « по лный впе- р е д » и, считая секунды, пошел в канал между б о л ьшими льдинами. Пока мы шли, л е дяные по ля сближалис ь. Они сомкнулись за нашей кормой, искрошив свои мо- г учие г о л у б ые края. Они сдвинулись бы так же л е г ко, если бы между ними по- палась жестяная коробка кораб л я. — Я сегодня дово л ен собой, — г оворил капитан. — Вывернулся. Пр о с то счастье. И потом, о т х л е б н ув г л о т ок черно го кофе, этот старый моряк, лучший знаток восточных по л ярных морей, прибавил, как юноша: — Нет, в с л е д ующий раз надо запомнить, не пойду в л ед перед ветром! И дру г им надо сказать. .. Барограф, одновременно с первым северным шквалом, зачертил свою фио л е- т о в ую черту кверху, поднявшись за день на 12 делений (747—759). Пошел снсг. Температ ура — 0,5. Л е д . Зима. Ветер. Л ь д и ны у х о д ят от н е о с т орожно го шага. Г л а за о с л епляет низкое солнце. Сверкают синие льды. .. С мачты бы ло видно, что налетевший с северо- запада шторм в не с ко л ь ко часов п л о т но сдвинул л ьды. От прогалин в море не ос тал ось и следа. « Лейт енант Шм и д т » вернулся к месту прежней стоянки и снова встал на л едяные якоря у неподвижных л ьдов. В то же время шторм произвел совсем про тивопо л ожное дей- ствие на л ь ды прибрежной прогалины. От места стоянки до самых скал мыса Се- верного, вдо ль песчаной косы, о т д е л яющей море от л а г уны, обра з овалась свобод- ная от л ьдин полоса воды, с г л убинами до 3-4 сажен. На б е р е гу ко е - г де л ежа ли о т д е л ь ные льдины. « К о л ы м а » снялась с якоря, л е г ко пробралась в про г а лину и встала в ней у с амо го мыса, о б ойти который попрежнему б ы л о нево зможно. Т у да же ле гко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2