Сибирские огни, 1935, № 3
200 Ш11Ш! 1111!11ШП11П11№11!11П! В. И Т ИН мой. Два километра мы шли четыре часа. Через несколько дней, когда мы натре» нировались в таких прогулках, мы проходили их вдвое скорее; но едва ли даже х о р ошо тренированный человек сможет пройти по торосистым льдам бо л ее 15-16 километров в день. Лежава -Мюрат был на мостике и смотрел в л едяную яркую даль. — Ничего, — сказал он со своим обычным акцентом. — Вот увидишь, льды разойдутся. — Нет худа без добра. .. Я из ложил свой план. «Лейтенант Шмид т» вез оборудование двух радиостанций. Одна из них пред- назначалась для Островного на Анюе, другая — для заброски в г л у бь Чаунской губы, единственно потому, что там, по сведениям почтовых «чиновников», на бере- гу стояла одинокая изба, принадлежавшая раскулаченному промышленнику. Та- ким образом, установка этих станций исключала всякую возможность обслужива- ния Северно го морского пути. Кроме того, оказалось, что по крайней мере одна из этих станций вообще не будет работать. Начальник радиостанции в Анадыре телеграфировал, что он получил тринадцать посылок с оборудованием, принадле- жавшим Островному. Во Владивостоке половина радиостанции была погружена на «Лейтенанта Шмидта », а другая половина на « Во л о дар с ко г о », шедше го в Ана- дырь. У Чаунской радиостанции тоже не все было в порядке, но из двух станций все же можно было смонтировать одну. Я предлагал выгрузить радиостанцию на мысе Северном и положить тем начало оборудованию Вос точно го варианта Север- ного морского пути. Пос ле гибели « Чу к о т ки» значение установки радиостанции на мысе Северном было всем ясно. Если бы на мысе Северном была радиостанция, она известила бы « Чу к о т к у» о том, что л ьды впереди непроходимы. « Чу к о т к а» осталась бы у Ван- карема, спокойно ожидая улучшения состояния льда и не пошла бы в по г убившую ее л едяную трещину. Мо е предложение все г орячо поддержали. Хо тя мы не име- ли права выгружать радиостанции, но, уверенные в своей правоте, решились на это, под о бщ ую ответственность. Впоследствии Дальневосточный Крайисполком прислал командованию обоих пароходов радиограмму о своем полном согласии с этой мерой. — Правда, наша маленькая радиостанция на мысе Северном работала плохо, но все же принесла некоторую пользу. Через два года, на том же «Лейтенанте Шмид- те » , сюда была доставлена другая, вполне оборудованная радиостанция. Здесь же была создана авиационная база. — Это большая победа, — телеграфировал по поводу установки радиостан- ции начальник главного управления Северного морского пути т. Шмидт, находив- шийся в то время на « Че люскине ». Одно из наиболее грозных препятствий на Северном морском пути теперь превращено большевиками в один из основных опорных пунктов его освоения. Вот почему Центральный Исполнительный Комитет постановил назвать мыс Северный, являвшийся главным препятствием развития полярной навигации на востоке, по имени г лавно го энтузиаста Северного морского пути, проф. О. Ю. Шмидта. 3. 15 августа (из дневника). Мы живем на заколдованной границе зимы и лета. Вчера вечером, вернувшись после четырех часов прыжков по битым расходя- щимся льдинам, я мылся в нашей баньке. Весь день тянул слабый юго-восточный ветер, разрежавший льды. К вечеру заштилело. В бане было жарко, я мылся с открытым иллюминатором. В его кру г лой раме сияли з о л о тые от заката льдины, бескрайные ледяные поля Арктики. Я стоял перед фокусной панорамой льда и зеркальной воды, неподвижной, как станковая живопись. Нево зможно было ощу- тить эту л едяную стихию в такой жаре. Летний з о л отой вечер, казалось, скры- вал новый жестокий обман. К ночи снова потянул южный ветер. В каюту залетел комар. Ночь была так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2