Сибирские огни, 1935, № 3

174 11!11Ш! Ш! 11!1!1!111!11!1Ш М. ОШЛ Р О В* —• Кто у б ил наше го б о г а тыря? К т о о т ру бил ему г о л о в у? — Е г о у б ил Ункавиль, — сказал батрак. П л о т проне с л о. Наде тая на высокий шест черная г о л ова Сямтыры у п лыла д а л ьше. С б е р е г ов г о л о ву виде ли люди и радова лись смерти с трашно го ра з бой- ника. На с т ойбище Сямтыру оплакивали е го овдовевшие жены. Вскоре за первым пл о т ом к с т о й б ищу подплыл второй плот, на к о т о р ом сиде ли Ункавиль и Мо с ки- рыс. Во з ле них л ежа ло о б е з г л а в л е нное т е ло бо г атыря. Братья причалили к бере- гу, вынесли на не го труп Сямтыры и всем мирным л юд ям сказали: — Давайте поклянемся над мертвым Сямтырой, что с э т о г о дня все мы бу- дем жить мирной жизнью, и в знак нашей клятвы ра зде лим и с ' едим все е го мясо. И люди поклялис ь. Ункави ль разре зал т е ло бо г атыря на три части и разде- лил е го между люд ьми. Т е люди, ко т орым до с т а лись в п ищу руки и плечи Сям- тыры, стали называться — « д о н о т » , что значит — п л е ч о ; те, к ому до с тались но- ги и холки, стали называться « е чж е я » — л яшки; а т ех людей, ко т орым Ункавиль о т д ал о с т а л ь н ую часть тела, вместе с кишками Сямтыры, народ прозвал — ка- ранто ( г оворя т: кишки Сямтыры д о с т а л и сь затундринским т ун г у с ам ). Бо г атыря Сямтыры давным-давно нет, а клички, по л у ч е нные п ри д е л еже е г о мяса, в народе так и остались. В О Л К Жи л бо г атый человек. У н е г о бы ло мно го о л еней. Сам он нико г да нич е го не д е л а л. Д е ржал работника. Ра б о т нику было с т о л ь ко работы, что справиться с ней один он никак не мог. Бо г а тый х о з я ин все) э т о видел, но в п омощь нико го не нанимал. Он сердился на работника, бил, р у г ал и з ас тавлял е го еще б о л ь ше трудит ь ся. Раб о тник мно го трудил ся. Ему прих о ди л о сь .мало спать. Каждый д е нь он возвращался в б о г а тый чум п о з дно ноч ью, г о т о вил к у т ру дрова, ел* о л еньи кишки и л ожи л ся стать на х у д е н ь к ую пос т е л ь. П о д стареньким о д е я л ом даже у с т а л ому ему п л о хо спалось. Он мерз. У т р ом рано х о з яин б у д ил е го и гнал опять на р а б о т у. Раб о тник вставал, ра зводил в ч уме о г онь, ел о л е н ью брюши- ну — мяса, ему не давали, — одевалкя в дырявые х о з яйские обно ски и у х о д ил из чума. Он б е г ал по тундре, искал оленей, с о б ир ал их в о дно место и, г о л о д - ный, пас д о поздна. По т еря е т ся ли в п у р гу ол ень, пропадет ли, замерзнет ли те- л енок — раб о тнику беда. У б о г а т о го хо зяина раб о тнику жи л о сь т яже л о. Ит ти ему б ы л о некуда, за- ступиться за н е го было некому. Так он мучился и т ерпе л. Была зима. В т ундре л ежал снег. Х о л о д но был о . Р а б о т ник вышел из чума, посмотрел в т у н д ру и отправился к сопке. Сопка была высокая, на ней р о с ло одинокое дерево. Раб о тник поднял ся на вершину сопки и с т ал просить б о г а: — Зачем я му чаюс ь! Мн е л у чше уме р е ть тут, чем жить в раб о тниках у з л о- го человека. Бо г , во з ьми мою д ушу ! Измуч енный хозяином, работник от г оря заплакал. В тундре пока з а л ся какой- то человек. Он подня л ся на сопку и п о д ошел к п л а ч ущему рабо тнику. Ч е л о в ек был не знакомый. ,— Я с лыша л, что т е бе т яже ло жить у б о г а т о г о? — сказал он. — Правда ли э т о? — Т яже л о, — ответил работник. — Я мно го т р ужу сь и ма ло о т дых аю. Хо - зяин мне дает с амую п л о х ую пищу и одевает меня в старую, дыр я в ую о д ежд у. Я ношу е го обноски, зиму и л е т о х о жу п о л у г о л ый и сил ьно мерзну. Я дни и но- чи работаю, а за э то меня р у г ают и б ьют . Не з накомый че ловек выс л ушал жа л о бы и сказал: — Я вижу, что у б о г а т о го х о з яина в раб о тниках т е бе жи л о сь не л е г ко. Б о л ьше ты э т о г о не х о ч ешь? — Да. Я х о т е л бы стать, кем у г о д н о ; но я не знаю, как э т о сделать. Я про- сил бога, ч т о бы он пришел ко мне и в з ял м ою д ушу . Мне л у чше з аме р з н у ть з д е сь на сопке, чем итти на з ад к х о з я ину в чум. Рабо тник з аплакал еще сильнее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2