Сибирские огни, 1935, № 3

ДОЛГАНСЕКИ СКАЗКИ 1 ЗА ПИСАНЫМ. ОШАРОВЫМ М О С К И Р ЫС И У Н К А В И Л Ь Стоял одинокий чум. В нем жила старуха с двумя сыновьями. Старше го сына звали Москирыс, младший д о л г о б ыл б е з имени. Братья занимались охо т ой. Они до быва ли мн о го диких оленей, мясо которых шл о в пищу, шкуры — на о д ежду и на ус тройс тво жилищ. Братья жи ли вдали от люд ей и кроме своей семьи нико го не знали, но с лышали от матери, что в смежной с ними з емле живет бо г атырь Сямтыра. А какой он на вид и какой си- лы, никто из них не энал. Знали т о л ько, что Сямтыра х о дит по земле, грабит и убивает людей. Это не пу г а ло братьев. Они не боя лись Сямтыры и да л еко у х о - дили на о х о т у . Мо скирыс был х ороший и смелый охотник. Он встал рано утром, поел, взял л у к и ушел о х о тит ь ся на диких ол еней. П о с л е Москирыса встал е го младший брат, поел, во оружил ся л у к ом и т оже отправился гонять оленей. Братья ушли в разные стороны, всяк по своей доро г е. Ма ть осталась одна. Сидит, работает. Слышит: кто - то идет. Дума л а, младший сын верну л ся с охо ты. Бо л ьше некому бы ло итти. Оказал ся — ч ужой человек. Старуха не знала, кто он ^У не го б ы л б о л ьшой л ук и мно го стрел. Он сме ло вошел в чум, — Ты одна? — спросил он старуху. — Одна. — Я ищу твоих сыновей. Г о в о ри мне: г де они? Да не ври!.. — Они оба ушли промышлять диких оленей. — В какую с т орону ушл и? .— Не знаю. Может в разные, может в одну с т орону ушли. Я не смотрела — А давно? — Старший сын ушел рано утром, а младший недавно. Ст ару ха так испугалась, что рассказала правду. Ч е л о в ек выскочил и з чума * против двери на песке с тр е л ой начертил три б оро з дки. — Смотри, — сказал он с т ар у х е: — как т о л ь ко высохнет песок и исчезнут на нем эти бороздки, ты знай, что в э то время твоих сыновей не б у д ет в живых. Я их д о г о ню и о б о их у б ью. Я — Сямтыра! Старуха ниче го не мог ла сказать. Сямтыра быстрым шагом ушел по с л е ду мл адше го сына с тару хи. Ме н ьшему бра ту посчастливилось. Вблизи с в о е го чума он встретил стадо ди- ких оленей. Стал охотить ся. У б и л одно го м о л о д о го о л е ня — лончака, освежевал его, с ел на шкуру и стал есть сырой костный мозг. Он держ,ал в руке б е рцо в ую кость д о быт о го о л е ня и на своем колене ра з бивал ее о б у х ом ножа. Из кости он доставал сырой мо з г и ел. Но ему помешали. В л е су о ткуда - то появилось мно го люд ей. У них были л у ки и стрелы. Л ю д и о кр ужи ли е г о со р с е х сторон. Он крепко зажал в руке о л е н ью кость, вскочил на но ги и бро сил ся на вооружен- ных люд ей. На л е т е л, ударил ко с т ью по че ловеку, у б ил его, выскочил за круг и побежал. За ним по гнался сам бо г атырь Сямтыра: г онит ся и на б е г у стреляет 1 Сказки записаны в Норил ь с ком районе в 1929-30 г.г. со слов членов Но- н и л ь с к о го промыс л ово - о л ене водч е ско го к о л х о з а. 2 Мо скирыс — до л г анское мужское имя, о бра з ованное из д в ух с л ов: мое — j i o r a оленя, кирыс — ремень. Ункавиль — значит обрыв, отвесный камень.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2