Сибирские огни, 1935, № 2
Затем идет «Зарядка» — прогулка на лыж ах , милые детские воспоминания о бумажных кораблях и разноцветных стекляшках , легкая молодая грусть, ко торая быстро забывается в трудовом гуле дня и веселом шуме вечера. Дальш е— «Смерть друга» , стихотворение, по-новому освещ ающ ее эту вечную тему, столь пессимистическую у буржуазии и приобретающую новый х арактер у нас; стихи о весне и пионеротряде , цветистый пейзаж бурятской степи, и, как концовка, «Письмо другу» о душистом и нежном весеннем вечере и о том, какое «трудное, боевое и прекрасное ремесло» — поэзия в Советском Союзе. Т аково вкратце со держание книжки избранных стихов В. Непомнящих. С формальной стороны стихи такж е лучше многих прежних . Правда , и в «Зарядке» оставлены без изменения недочеты евфоники («с присвистом храп под дерюгой на сене» — два «п» и два «д» подряд), есть неправильные определения и эпитеты (автор пишет: «беспечен вешний день, как наши песни», — с каких пор песни советских поэтов стали «беспечными»?). Есть и другие мелкие недо четы, но книж ка в целом — наглядное доказательство творческого роста В. Не помнящих. — И здана «Зарядка» заботливо , любовно. В этом отношении Восточно-сибир ское и здательство уж е прекрасно себя зарекомендовало , и можно .порадоваться за поэтов, которые в нем издаются. т. Вяткин. ПОЭЗИЯ ГОР 1 Семнадцать народностей населяю т Д агестан . Тяжелой и безрадостной д о р е волюции была жизнь народов гор, придавленных сапогом самодержавия , жестоко эксплоатируемых русским капитализмом . О том времени поэт X. Шуаев пел: «Язык лезгинский был в тюрьму Заброш ен — и повержен в тьму, И света не было ему; Мы не имели грамоты». Не имели письменности не только лезгины , но и остальные народности Д а гестана. Д о революции единственным видом худож ественной литературы наро дов , населяющих нынешнюю Д агестанскую автономную советскую республику, бы ла устная поэзия . Поэзия глубоко эмоциональная , весьма интересная и содер жательная . Неграмотные певцы слагали песни, полные мятежной классовой нена висти угнетенного крестьянства . Было не мало таких песен, в которых содер ж ался призыв к всеобщему протесту. О вторжении русского капитализма в горы так ко гд а -то пели певцы: «Трупами черные Выстланы скалы. Ж ены на ж ернове Точат кинжалы. Гей; по ущ ельям проносится гром. Или гр ад пошел? Гей, закруж ил н ад Салтинским мостом Золотой орел?». В 1913 г. знаменитый народный поэт, неграмотный Сулейман из аула Ашага- ¿Сталь, тот самый певец, который пел на Всесоюзном с’е зд е писателей и которого А. М. Горький назвал Гомером XX века, сложил песню о судьях . Вот две строфы из этой песни: «Как ж адны мыши ваших глаз! Вы продаетесь каждый час... О, горе ожидает вас, А не богатство , судьи! Бедняк исполнится обид, Вас гнев народа поразит , — Так Сулейман вам говорит, Опомнитесь, о, судьи!». Певцов, подобных Сулейману Стальскому, в Д агестане было много. Они пели о горькой доле бедняка, о казачьих набегах , о своих соотечественниках , со сланных в Сибирь за участие в восстании против царизма, о баях -ф еодал ах , угне- 1 «Дагестанская антология». Составил эфф енди Капиев. ГИХЛ. 1934. Стр. 260. Ц . 5 р.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2