Сибирские огни, 1935, № 2

к н и г и ПОД ЗНАКОМ ТВОРЧЕСКОГО РОСТА, В предисловии к первой книжке стихов В. Непомнящих «Покорение тайги* (Новосибирск, 1932 г.) т. А. Высоцкий писал: «В стихах Непомнящих нет еще художественно-полноценного , идейно-насы ­ щенного образа.... Налет схематичности, скольжения по поверхности дает себя знать. Задачей поэта является — подняться в своем творчестве на подлинные вы ­ соты партийного большевистского искусства». Сейчас перед нами новая книжка поэта — «Зарядка» , избранные стихи, о х в а ­ тывающие и новый период творчества т. Непомнящих. Основные недочеты, правильно отмеченные т. Высоцким, — это схематич­ ность, поверхностность, недостаточно полное развертывание художественного об ­ раза. Кроме того, критика указывала поэту на непростительную для него н е ­ ряшливость словесного рисунка, прозаизмы и вульгаризмы . В «Покорении тайги» встречались такие фразы : «широкие массы вошли в колхоз» или — «хотя и н е ­ сомненно успехи крупны, но он, все рассчитав, не может быть уверен, что будет в срок закончена работа». Разв е это стихи? Это плохая проза газетных статей. Для новой книжки произведен отбор лучших стихов и сделан он — в общем— удачно. Широко представлена лирика, разумеется , не беспредметная и не аполи ­ тичная, а та советская подлинная лирика, которая органически исходит от со ­ циалистической стройки, к а к аромат от сада , и тесно переплетается с ак ту ал ь ­ нейшими вопросами революционной современности. Обращ аясь к своему д р у г у - токарю , поэт говорит: «Дорогой мой, мы делаем общ ее дело: Над деталью машины склоняться тебе. Я тружусь, чтоб хорош ая песня пропела О работе , победах, борьбе. Чтобы песня шагала с бойцами в походах , Шла с веселой бригадой в ударный цех, Под гармошку пелась ребятами в отдых И, как снайпер, брала бы врага на прицел». И еще: ; . . ■ ...«Чтобы в строчках дышали все запахи сада, Пела юность, шептала любовь». Новая книжка э ту поэтическую декларацию оправды вает / В «Зарядке» автор дышит глубже, свободнее. Если в «Покорении тайги» чувствовались еще некото ­ рая сухость и риторика, то в «Зарядке» это го нет: она от начала до конца насы ­ щена горячим чувством, волнующей искренностью . Схематизм заметно и зж и ­ вается, глаз поэта становится острее, восприятие — глубже. Это сказалось, прежде всего, на большом цикле (13) «Новые песни Алтая». Автор здесь не с а ­ мостоятелен, — эти стихи — лишь вольные переводы настоящих народных песен новейшей формации, но переводы сделаны с блестящим мастерством и исключительной теплотой. Поэт не скользит по поверхности, он к ак бы перево ­ площается в нового человека социалистической Ойротии и смотрит его глазами, поет его голосом, остро чувствуя всю специфику национальной образности . Эти коротенькие (по восемь, по десять строк) песни, столь лаконичные и вы р ази ­ тельные, есть своего рода поэтические документы, прекрасно оформленные поэтом и свидетельствующие о замечательной переделке темного бедняка-кочевника в сознательного колхозника , коллективно строящ его новую жизнь. / Самостоятельный лирический цикл продолжается «Стихами о родине» — о бригадире полеводческой бригады Тане с тугими косами и золотыми от загар а р у ­ ками, и дальше стихами о древонасаждении, о молодых бер езах и тополях : «Мы их зароем бережно, окучим, Польем, чтоб даром не пропасть труду , Ч тоб каждый стебель деревом могучим Шумел в коммунистическом саду». --------------------------- .0 1 В. Непомнящих. Зарядка . Избранные стихи. Вост.-Сиб. краев, изд. Иркутск. 1934. Ц ена (в перепл.) 1 р. 75 к.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2