Сибирские огни, 1935, № 2

Одному же мне, живя в условиях Нарымского края , не представляет­ ся возможным что-либо сделать. Жду от вас друж еского и теплого ответа. Д едушка Селиванов Ф. И». Так повышается сознательное отношение к литературе и возрастает у начина­ ющих писателей (хотя бы и 50-летнего возраста) чувство ответственности за свои произведения, а отсюда и потребность в учебе, в деловых, толковых литератур ­ ных советах. Эта потребность тем обычно сильнее, чем отдаленнее и глуше ме­ стопребывание автора. Красноярск — город большой и достаточно культурный, но и оттуда поэт А. С. взволнованно сообщает: — «Взываю о помощи и требую ее, чувствуя, что несу в себе толк. Условия здесь собачьи». А. С. преувеличивает. В Красноярске есть большая газета , есть литературные кружки и говорить о «собачьих условиях» можно только в состоянии явного р а з ­ дражения. Очевидно, молодого 22-летнего автора , имеющего среднее образование, не удовлетворяет уровень литкружков. Литературной грамотой он овладел и нуж ­ дается в дальнейшем, более высоком по квалификации руководстве . Мы ответили тов. А. С. обстоятельным письмом и, между прочим, посоветова­ ли, выражаясь производственным языком , «использовать местные ресурсы», т. е. не игнорировать красноярские литкружки и отдельных литературно грамотных товарищей. Такие «местные ресурсы» можно, при желании, найти теперь в каждом городе и в районе, и напрасно некоторые начинающие авторы этот ф акт недо ­ оценивают. Получаем мы запросы и иного порядка . Например, имеет ли лирика право на существование в Советском С ою зе? Казалось бы, этот вопрос разрешен вполне положительно, а между тем, перед нами лежит, например, следующее письмо тов. Ив. Н-ина. «Это стихотворение я назвал лирическим и в этом отношении я, кажется , прав, но о своевременности его спорить не берусь. Во всяком случае нужно сказать, что и пролетариат способен любить и искренно, с горячим порывом человеческих чувств, относиться к своим любимым. Ведь мы живы. Будни наши наполнены и борьбой, и крепкой надеждой на светлое будущее, и радостью небывалой доселе человеческой любви». Автор словно не решается послать — без таких комментариев — стихи о лю б ­ ви, о природе. О чем это свидетельствует? О том, что историческое постановление ЦК партии от 23 апреля 1932 г. и логические выводы из него далеко не везде про ­ думаны и проработаны в достаточной степени. Разве не смешно рассуждать о том, что «и пролетариат способен любить», и опасаться, что песни о такой любви, «мо­ жет быть, несвоевременны»... Еще большую нерешительность в части лирики обнаруживает забойщик ш а х ­ ты № 9/15 в Анжерке тов. М. Т-ин. Посылая нам стихи о ш ахтерах , он поясняет: «Я пишу стихи для себя любовные, а для своего производства — промыш­ ленные». Что за двойственность! И почему любовные с Л х и можно писать только для себя? Очевидно, кое-где лирика еще считается для рабочего делом зазорным и предосудительным. Какова тематика большинства присылаемых стихов? В основном, можно сказать — на 90 проц.: социалистическая стройка, отго ­ лоски гражданской войны, .оборона СССР, труд, учеба, героика , здоровая и бод ­ рая любовь. Тот же шахтер из Анжерки дает стихи о товарищ е Сталине, об освоении про­ мышленной техники, о нашей готовности к обороне («пусть попробуют, заденут , мы отпор сумеем дать, нашу стройку мировую не дадим врагам сорвать») и убеж ­ дает шахтеров поднимать добычу угля : «Если социализм кайлою питать не будешь, Фабрики, заводы не будут дымить, В домнах руда не покраснеет, П ароходы не пойдут по реке, П аровозы в депо обледенеют». С анжерским шахтером перекликается 16-летний школьник А. Григорьев (Но­ восибирск): «Дни все бегут и к р аботе торопят, К аждая минута для нас дорога . Нужно скорее сырье дать заводу , Крепче ударить врага». Советскую действительность и задачи советской литературы хорошо , убеди ­ тельно сближает Валентин Оловяннов (Чита). В его стих- «Рабочему поэту*- читаем: «Перо и бумага — деталь, А комната — то т же завод .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2