Сибирские огни, 1935, № 2

автору нескольких сот часов работы и, может быть, десятков бессонных ночей. Спрашивается: почему автор не показал начало этой вещи более или менее ком ­ петентным лицам, — ведь тогда ему сразу бы открылась его литературно -тех ­ ническая отсталость, неумение справиться со столь крупным полотном, и не по­ следовал бы тяжелый труд бессонных ночей. То же, только в меньшем масштабе, можно сказать о поэм е тов. И. Б . «Таеж ­ ный огонек». Здесь автор также затратил не мало труда . А между тем, достаточно было послать для консультации начало поэмы, — литконсультант тотчас же ска ­ зал бы, что так писать дальш е нет смысла. Двери литконсультации «Сибирских огней» открыты для всех, и будет г о р а з ­ до лучше, если начинающие авторы , приступая к большим вещам (поэмам, ром а­ нам), пришлют нам сначала отрывок, образчик своего творчества, чем потом от­ рывать д оро го е время и у себя и у нас. Л егкомысленно-любительское отноше­ ние к поэзии и беллетристике недопустимо, а особенно при больших масштабах произведений. Это чащ е проявляется у некоторой части молодежи , но им бывают заражены и взрослые. Нам нередко приходится иметь с некоторыми из них дли ­ тельные беседы, — длительные потому, что такие авторы слабо сознают необ ­ ходимость упорной и систематической работы над стихом, над словесным мате­ риалом вообще . Бывает и хуж е : люди самоуверенно заявляют , что у них талант и что им) надо лишь «немножко подучиться», сводя иногда это «немножко» к элементарнейшим десятиминутным указаниям на неправильные рифмы или не­ удачный образ . Пришлось говорить как-то с одним автором стихов о технике стиха, о выборе эпитетов и пр. Он слушал как будто внимательно, а потом ус­ мехнулся и сказал: — Нет, нам это не подходит. Нам бы попроще. Учиться этому делу нам, товарищи , некогда . Другой автор — из рабочих — никак не желал понять необходимость осво­ ения грамматики, правил правописания: — А разве без грамматики нельзя писать? Грамматику пускай редактор вы ­ правляет, а мое дело — написать так, чтобы складно было. Упрощенное понимание стихотворного искусства свойственно еще немалому количеству начинающих авторов и сильно мешает серьезной работе. II. Можно поставить вопрос еще и так : всегда ли авторы даю т себе отчет в том, что пишут? Очевидно, далеко не всегда. Вот тов. Николай Л. написал 400 баллад , идил­ лий, э л е ^ й и эпиграмм, затратил на это дело сотни часов, а что вышло? И как сам он, автор , расценивает свой труд? «Писал, сказал бы, ни от скуки, Ни от горя, ни от бед, Лишь потому, что мои руки Чертить привыкли этот бред. Досужий час им заполняю И грусть от ложа отгоняю . Иной порой и сам не знаю, Зачем свой бред с трудом слагаю». Признание, можно сказать , убийственное. Тем не менее, автор посылает свой «бред» в редакцию журнала. Такое авторское легкомыслие свидетельствует о неуважении к своему и чужому труду . Тов. Н. М. пишет в редакцию вполне откровенно: «Посылаю-вам свою стряп ­ ню». Не стихи, а стряпню. Ясно, что в данном случае автор сам не уваж ает свой труд. Но таких авторов становится все меньше и меньше. Чувство безответствен ­ ности изживается. Сознание ответственности возрастает . Росту этого сознания много помог всесоюзный с’е зд советских писателей. Тов. А. Попов (Барнаул) сопровождает свои стихи следующими строчками: «С’е зд писателей не прошел мимо меня безразличным событием. Слова, сказанные на с ’езде лучшими мастерами слова, дали новый толчок моему творчеству. Пусть я непризнанный поэт, но и я борюсь за то, чтобы создать в нашей стране могучую поэзию, достойную нашей великолепной эпохи». Аналогичные мысли высказывает Сергей Б . (Хомск): «До с 'езда писателей я относился к своему творчеству как-то не­ серьезно. Писал эгоистически, больше думая о себе, чем о читателях. После с’езда, за которым внимательно следил, я пришел к выводу, что заниматься литературным делом надо всерьез или не заниматься им совсем. Поэтому стараюсь теперь писать меньше да лучше, брать качеством, а не количеством. Д окл ад Бухарина о поэзии — зам еча­ тельная штука, я его читал и перечитывал несколько ра з и прения то ­ же. И теперь уж е не способен писать стихи так легковесно , как писал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2