Сибирские огни, 1935, № 2
Как от сильного порыва ветра , пожелтевшими осенними листьями кружились золотые офицерские погоны под сабельными ударами чапаевцев. Участь этого памятного боя была решена. Далеко на степных горизонтах вразброд , шатающей ся волчьей походкой, уходили оставшиеся казаки . Чапаевцы занимали хутор... Вспомнился этот эпизод , когда я в первый р а з просмотрел фильм «Чапаев» — замечательную картину о героическом красном командире В. И. Чапаеве . Я — чапаевец. Я смотрю картину. Из снежной Сибири я уношусь в свои края, где бился за власть советов мой родной отряд под командой доблестного , храброго , талантливого самородка полководца Чапая, умевшего держ ать в своих руках буйную в то время красногвардейскую массу, направлять ее действия своим лич ным примером на разгром неприятеля. С мельчайшими подробностями, правдиво воскресает в памяти все. Фильм «Чапаев» крепко тронул сердце участников и в е теранов гражданской войны. Кровь горит в жилах , когда видишь, как скачет чапаевская конница. Рука невольно тянется к тому месту, где должна быть шашка. Хочется прыгнуть на горячего коня, мчаться под командой Чапая и сыпать крепкие, разящ ие врага удары направо и налево. Кино создало правдивую , захватывающую историю чапаевского отряда. «Ча паев» — замечательнейший фильм! Не имеющий себе равных . Но и это т фильм не исчерпывает полностью всех боев, которые вели чапаевцы . В основном здесь фигурирует злополучный Лбищенск. Фильм построен исключительно на материалах 1919 г., после взятия Уфы, когда части Красной армии находились на подступах к Уральскому хребту . В это время в ранее заняты х чапаевским отрядом казачьих областях (Оренбургском , Илекском и Яикском) казаки вновь подняли вооруженное восстание. Части их угрожали красному тылу. Чапаев был направлен вновь в эти области. Эпопея чапаевского отряда настолько интересна и богата таким благодарным материалом, которого хватит на несколько увлекательных фильмов о славных боевых днях . Такие моменты, как ночной марш чапаевского отряда из села Ж у равлихи под город Пугачев, взятие города и разгром неприятеля в июне 1918 г., к а к передвижение чапаевской пехоты на подводах , взятие села Семенихи, —мож но было бы положить в основу новых картин о героическом прошлом. Следовало бы показать действие группы пулеметных тачанок в разные фазы боя и т. д. Н есколько замечаний по поводу картины. В фильме конь контрастирует огневому темпераменту Чапаева . Конь под ним мягконравный и не так напорист, как было в действительности . Было так : конь и всадник — одно целое. Всадник с горячим темпераментом (а Чапаев был таким) на буйном, горячем коне не испытывает в атаке никакого страха , он видит впе реди себя только противника и свой клинок. • В картине казачья конница показана неправдоподобной . Конское снаряжение не степно-казачьего образца . Казаки в конную атаку идут без пик, винтовки надеты через левое плечо, приклад под правую руку . По их уставу следует наоборот : винтовка надевается через правое плечо, приклад — к шашке, у коней хвосты подрезаны по ск ак а тельный сустав. Это давало нам возможность на далеких дистанциях быстро оп ределять противника по коням, седловке и пригонке оружия . Сказанное ни в малейшей мере не умаляет значения этой замечательнейшей картины. Востриков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2