Сибирские огни, 1935, № 2

т ающ им и мероприятиями по централизации всего кинодела, п о собиранию твор ­ ческих сил, по организации собственной технической базы . Конец в о с с т ано ви т ел ьн о е и начало реконструктивного периода (1925—1929 г г .) являются годами большого роста советской кинематографии . Значительно вы ­ растает киносеть (с 2600 установок в 1925 г. до 8000 в 1929 г. в целом по РСФСР, с 450 до 4300 — в деревне). Начинают появляться советские фильмы, добывшие нашей кинематографии, мировую славу. Так . называемое, «революционное крыло» советских режиссеров (Эйзенштейн, Пудовкин, Эрмлер, Довженко , Вертов, Козинцев, Трауберг , Куле­ шов, А. Роом и др.) выпускает прекрасные образцы кинопродукции : «Броненосец . Потемкин», «Мать», «Арсенал», «Обломок империи», «Новый Вавилон», «Шестая часть мира» и др. В эти годы складывается жанр киноэпопеи. Представителями ' двух основных творческих направлений этого периода являются режиссеры Эйзенштейн и Кулешов. Эйзенштейн отрицал актера. Революционный смысл искусства, по мнению его, в вытеснении индивидуального героя «героем массой». Кулешов, выдвигая индивидуального героя , сводил роль актера к роли н а ­ турщика . Ученик Кулешова Пудовкин в картине «Мать» впервые у тв ер д и л ' о б р а з героя — выразителя мировоззрения и настроений масс, идущих с пролетарской революцией. В 1922—1924 гг. в Ленинграде возникло новое творческое течение ФЭКС’ов1 (Козинцев, Трауберг , Эрмлер, Иогансон и др.). Они поставили своей творческой- задачей искать новую кинематографическую форму искусства в эксцентриаде. Роль этих течений огромна в деле создания киноактера . К этому же периоду (1924— 1929 гг.) развития кинематографии относится организация сибирской кинофабрики и привлечение сибирских писателей к про ­ изводству фильм. По сценариям сибирских писателей выпущены: «И збушка на Байкале» ( З а ­ зубрин), «Тунгус из Хенычара» (М. Никитин), «Еще двенадцать» (Л. П анкру ­ шин, Местечкин), «Конец журавлихи» и «В боях рожденный» (Куликов), «О г­ ненный рейс» (Дорохов ) и др. С задачей освещения революционной борьбы пролетариата нашей страны, с отражением проблем переходного периода советская художественная кинемато­ графия удовлетворительно справлялась уж е в первом пятилетии своего сущ е­ ствования. Однако , до 1927 г. на экранах Сою за преобладала импортная продукция (51 проц.), в подавляющей части чуждая советской стране и, в ряде случаев, глубоко вредная. В этот период значительная часть и советской кинопродукции обнаруживала на себе давление обывательских вкусов и настроений, поддерж и ­ ваемых со стороны нэпманской и мелкобуржуазной публики. Основной массой зрителей так называемых коммерческих театров являлись служащие, приносившие остатки гру за старого наследия, остатки влияния в к у ­ сов, настроений и всей идеологии старого капиталистического общества. Вместо борьбы против пережитков, против силы привычки к старому, сов ет ­ ская кинематография этого периода стала до известной степени приспосабли ­ ваться к мелкобуржуазным вкусам . Сказалось это в уходе кино от современно­ сти к темам историческим, в уходе от тем большого общественного значения к темам у зко личным. Сказалось это и в самой трактовке исторических тем . Яркой иллюстрацией излишнего увлечения постановочной частью и любовной интригой в ущ ерб классовому освещению общественных отношений и социаль­ ному анализу всей эпохи является фильм «Поэт и царь». П артсовещание по вопросам кино, проведенное в 1928 г., р е зко осудив имев ­ шиеся искривления партийной линии, четко наметило дальнейшие пути р а зви ­ тия советской кинематографии . Н аряду с творческими вопросами, совещание р а з - Фабрика эксцентрического искусства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2