Сибирские огни, 1935, № 2

Р, к. ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ КИНЕМА­ ТОГРАФИИ До Октябрьской революции кинопроизводственные базы существовали лишь в четырех городах России: в Москве (кинофабрики Ханжонкова, Ермольева , Ха­ ритонова, Талдикина, ф абрика «Русь», С кобелевского комитета и до десятка кустарных ф абрик типа фотографических ателье); одна кустарная ф абрика в Петербурге; две фабрики в Ялте и две в Одессе. Дореволюционные российские кинофабрики на всем протяжении своего су­ ществования не дали ни одного мало-мальски ценного худож ественного фильма. Основным зрителем дооктябрьского кино был мелкий буржуа , обыватель. Сеть киноустановок была ничтожна и находилась почти исключительно в горо ­ де. Основным содержанием дооктябрьских картин являлась зачастую откровен ­ но порнографически подаваемая трактовка вопроса взаимоотношений полов. Отдельные попытки экранизации литературных произведений классиков д о ­ октябрьской кинематографии не удались. Основные актерские кадры подбирались исходя из чисто внешних данных, независимо от степени дарования . Лучшие актеры московских , питерских и провинциальных театров в кино не работали , их не привлекали. Опубликованный в августе 1919 г. декрет о национализации кинопромышлен­ ности полностью был осуществлен лишь в д ек аб р е того ж е года . Советская кинематография не получила никакого худож ественного наследия. Дореволюционная кинопромышленность в России пользовалась исключитель­ но импортным сырьем и оборудованием . , В период военного коммунизма советская кинематография , лишенная едино­ го руководящ его центра, лишенная технической и материальной базы , произво ­ дила, главным образом , хронику . Однако, и в этот период нашей кинематографии удалось создать р я д цен­ нейших кинодокументов, отразивш их борьбу партии и рабочего класса против врагов Страны Советов, против голод а и разрухи . В 1922-23 г. были выпущены первые двенадцать худож ественных картин. (Первый художественный фильм советского производства «Поликушка» был вы ­ пущен художественным коллективом «Русь»). Даж е лучшие из выпущенных в этот период картин («Красные дьяволята»), при всей революционности своей тематики, качественно — по своему худож е ­ ственному уровню — не подымаются выше подр аж ани я ж анрам зарубежного , в особенности американского кино. Уже в это т период при росте киноустановок в городах , кино было значи ­ тельно продвинуто и на село. О том, к ако е огромное значение придавали Ленин и партия киноработе , говорит то обстоятельство , что из 8 пунктов указаний Ленина, данных еще в 1920 г. по всем вопросам работы агитпоездов , четыре пункта посвящены исключительно вопросам кино. Р яд изданных в 1922—24 гг. правительственных постановлений явились ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2