Сибирские огни, 1935, № 2
Она не может примириться с окружающей действительностью , пытается про тестовать и бороться. Протест ее стихиен и эмоционален, она не умеет сформу лировать его, но можем ли мы сейчас пред’явить это требование, ведь она, на верное, была даж е неграмотна. Где она могла почерпнуть мысли о каком -то др у гом построении мира — только в церкви. Ц ерковь ж е могла дать ей только либо устрашающие схемы казней за грехи, либо сказочные картины райских садов. Этими схемами она и пытается осмыслить мир и, не поняв его, погибает. К у л и г и н. Несомненно, это — наиболее близкий, наиболее дорогой нам персонаж. Достаточно вспомнить такие его ф разы : «руки есть, а работать нече го», «бедным на бульвар ходить некогда , они спят три часа в сутки». Человек нашел узел, которым завязана жизнь, но не знает, как его распу тать, он видит выход только в выдумке, в мире фантазий. Ему надо придумать иной мир, чтобы иметь возможность жить в существующем , В а р в а р а . Конечно, она тож;е протестует, но почва ее протеста значитель но мельче, нежели у Катерины, а тем более у Кулигина. Это скорее бунт про тив ряда стеснительных условностей. Самое страшное для актрисы в этой р о л и— это уйти на дурные традиции исполнения ее как субретки И сводницы. Она устраивает свидание Катерины и Бориса, движимая охватившим ее сочувствием судьбе Катерины. Она совершает это т поступок, не задумываясь н ад тем, что произойдет и з этого . Но отсюда далеко до сознательного сводничества. К у д р я ш . Это не протестант, а бунтарь. Он не будет терпеть рабства от Дикого, но, женившись на Варваре и получив наследство Кабановой, наверняка станет прижимистым купцом-мироедом. «Барыня с двумя лакеями». Это смелый сатирический образ Островского на помещичий класс, к которому он относился всегда со жгучей ненавистью. Кроме того, в спектакле участвуют «жители города Калинова». В основу характеристики жителей города Калинова мы берем замечание Л е нина о том, что русское купечество чрезвычайно долго сохраняло в своем быту элементы крестьянско-кулацкого уклада, позволявш его ему, крепче связываясь с массами, увереннее и спокойнее эксплоатировать ее. Среда жителей будет р а зби т а на р яд «групп от важного лица в городе» Савела П рокоф ьевича Дикого до мелкого хозяйчика-кустаря , рабочего ремесленника и бурлака. Работе над этими сценами пьесы нами уделено максимальное внимание. П ра вильное истолкование и художественно убедительный показ этих сцен дадут нам возможность дорисовать обстановку, обусловившую господство и самодурство Дть- кого> и Кабановой, падение и гибель Катерины. О СТИЛЕ СПЕКТАКЛЯ И ЕГО ВНЕШНЕМ ОФОРМЛЕНИИ «Гроза» по силе образов и поэтическому размаху может быть причислена к: лучшим образцам мировой драматургии. Такое понимание нами это го произведе ния обусловливает наше стремление найти для коварного образного , необычай но музыкального текста пьесы особую манеру речи, которая , будучи вполне р е а листической, подчеркивала бы величавость его ритма. Внешнее оформление н а ходит выражение этому замыслу в ярком и красочном изображении буйного цзе- тения природы в 1 акте и во 2 картине 3 акта и дает нам ряд запоминающихся образов в обстановке действия, в остальных картинах : старинную изразцовую печь в доме Кабанихи, крепкие, но уже чуть покосившиеся ворота у ее дома, полуразрушившуюся церковь с остатками живописи, заброшенный угол какого -то старого помещичьего парка на б ерегу Волги, с покрививш ейся беседкой, где про исходит встреча Катерины и Бориса, и, наконец, угол какой -то пристани со сход нями, где находят погибшую Катерину. Мы сознательно, путем чистой декоративной перемены, переносим заключи тельную сцену пьесы в новую внешнюю обстановку на основании имеющейся в тексте ремарки автора — «развязка». Этот новый образ, представляющий собой груды каких -то мешков с хлебом или шерстью , старые порыжевшие доски сходен, — подчеркивает трагизм в ги~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2