Сибирские огни, 1935, № 2

Дикой — одновременно д е ­ ловит, чванлив, при чем его «дикость» является маскарадом , который он разоблачает в сце­ не с Кабановой ф р а з о й— «кс(- му свое не жалко»... Б о р и с — трагедия и кол ­ лизии образа , создаются в р е ­ зультате разрыва между его воспитанием, основанным на у с ­ воении взглядов передовых фи ­ лософов Зап ада — Руссо, эн­ циклопедистов и др. на универ­ ситетской скамье и с другой стороны — связанностью с чу­ мазым русским капитализмом. Борис не в силах, не в со ­ стоянии, несмотря на «обраэо- вание» и «воспитание», порвать со своим классом. К а б а н и х а —э т о не толь ­ ко сварливая свекровь, которая ворчит за свою сноху, это во ­ инствующая фигура агитатора и пропагандиста, утверждающего бытие своего класса и методы его господства. Решающей ф р а ­ зой в этом образе будет ее о б ­ ращение к сыну и снохе: «Вам воли хочется, это я давно ви­ жу». Основная ее борьба н а ­ правлена именно против гряду ­ щей «воли». Т и х о н . Обычно в про ­ винции эту роль играет прос- Артист А . В. Максимов так-комик, который в соответ- в роли Тихона Гравюра К. БАРАНОВА ствии с требованиями своего амплуа, подчеркивает в исполнении только смешное положениях образа . Это стремление смешить будет опасным сейчас, ко гд а даваемый в пьесе быт отошел о т нас в такое далекое прошлое. Это сложный обр а з человека, примитивного по своему складу , забитого , но глубоко и правильно чувствующего обстановку , ощущ ающ его необходимость борьбы , но не находящ его для этого ни положения , ни формы и о т этого еще сильнее страдающего . Страдания Тихона усугубляю тся тем, что Катерина не хочет его понять, что Катерина, как женщина, не видит за неказистой внешностью своего мужа его человечности и любви. К а т е р и н а . Вокруг этого образа , естественно, накопилось наибольшее к о ­ личество путаницы и словесности. Больш е всего говорят о ее религиозности и даж е мистике. Думается , что все разговоры на э т у тему основаны либо на о б р а з ­ цах дурны х постановок прошлого , либо на недостаточном знакомстве с пьесой. Подтверждение этим своим мыслям мы находим в высказываниях самого О стров ­ ского, сохранившихся в воспоминаниях артистки Пиуновой -Шмитгоф : «Это было в 1867 г., когд а сам Островский , случайно оказавшись в гор. Саратове , по просьбе труппы , взял на себя постановку «Гро­ зы» . «Катерина, — говорил исполнительнице автор , — женщина со страстной натурой и сильным характером» .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2