Сибирские огни, 1935, № 2

При таком понимании темы личная драм а Катерины, оставаясь центральным связующим узлом пьесы, занимает место партии первой скрипки в патетической ¡симфонии Островского, посвященной жизни русского мещанства на рубеж е двух эпох. рубеж е двух эпох. Но для того , чтобы сформулированная нами тема спектакля могла найти свое театральное выражение, н а м н е н у ж н о п р и б е г а т ь н и к с о к р а щ е ­ н и я м , н и к п е р е с т а н о в к а м т е к с т а . Мы сохраняем в неприкосновенности текст и авторское членение пьесы. ОБСТАНОВКА ДЕЙСТВИЯ Не случайно первый акт пьесы происходит н а б ерегу Волги, в обстановке общ е с тв ен н ою сада. Волга сама по себе является сложнейшим образом большой художественной силы. Это одновременно и красота , на которую «50 лет гляжу и наглядеться не могу» (Кулигин), и одновременно — основная транспортная ар ­ терия тогдашней России, кормилица десятков тысяч волжских тружеников. Планируя действие на повышающемся станке , как бы на крутом берегу от реки, как бы находящ ейся в зрительном зале, мы получаем возможность пока ­ за ть самые разнообразны е группы горож ан в их связанности с Волгой. Наверху гуляет именитое купечество, снизу, на груде канатов , сидят Кудряш с Шапки- ным, а где-то в стороне, на бревнышках , отды хает Кулигин. Действие пьесы происходит в обстановке знойного лета, когда вся природа интенсивно живет и все в ней перенасыщено живительными соками. Люди, яв ­ ляясь частью этой природы , жадно тянутся к ж изни и опешат на берег «матуш- ки-Волги», чтобы излить перед нею свои чувства и мысли. Зд е сь ж е исступленно кричит на своих работников и на незадачливого племянника Дикой, здесь же шипит на своих домашних Кабаниха. Затя гивается дотоле ясный небосклон грозовыми тучами, и разноголосый гам гуляющ ей публики, и бурлацкая лямочная песня, и оживленная страстная беседа д в у х оставшихся наедине женщин прерывается раскатами гром а и освежающим дождем . Первый акт, таким образом , является грандиозным прологом к последующей драм е , вмещая в себе все содержание драмы в ее основных чертах . Последующие три акта представляю т собой повесть о кратковременной , но яркой любви купе­ ческой жены Кабановой к «гадкому утенку» из богатой купеческой семьи Д и ­ кого — Борису. Любовь эта катастрофически прерывается неожиданным покая ­ нием Катерины — в четвертом акте. Казалось бы, все кончено, все ясно, но нет, — автор опять переводит К ате ­ рину на берег Волги и здесь она вновь утверж дает свой разры в с окружающим миром, предпочитая смерть дальнейшим унижениям и компромиссам. Автор под ­ черкивает этим не только личную драм у Катерины, а драму всего тогдашнего уклада русской жизни. ОБРАЗЫ ПЬЕСЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Д и к о й . Первым исполнителем этой роли был Садовский. Он был комиком. Затем , по традиции, эта роль исполнялась актерами-комиками , которы е должны были в своих выходах давать комические «антре», р а зр еж ая тем самым сгущ ен ­ ную атмосферу драмы, которая шла по линии Борис — Катерина . Эта традиция , в зятая в ее голом виде, конечно, снижает образ и его значение для пьесы. В лице Дикого мы имеем типичную для того времени ф и гуру стяжателя , по ­ знавш его силу денег, дающ их ему возможность д аж е с городничим р а зго в ар и ­ вать, похлопывая его по плечу. «Дикость» Дикого происходит от легкости, с к о ­ торой он может эксплоатировать мещанство, потерявшее опору в земледелии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2