Сибирские огни, 1935, № 2
Сравнивая текст пьесы с текстом очерка Островского о путешествии его по верховьям Волги, отдельные отрывки из которого мы приводили выше, мы ви дим, что весь познавательный материал очерка целиком включен в пьесу. О т я желом положении городского мещанства почти словами очерка говорит механик- самоучка Кулигин, о свирепых нравах в быту рассказы вает Кудряш. Таким образом , пьеса, написанная Островским в поразительно быстрый срок (июль-октябрь), вынашивалась автором в течение трех лет и в ней нашли наибо лее яркое выражение радикально-демократические тенденции, имевшие место в его творчестве в это время. Какие же процессы жизни отражены в «Грозе» и что, собственно, является темой пьесы? Пьеса охватывает один из решающих этапов новой русской истории, когда создававшийся до этого времени в течение более трех столетий ремесленно-це ховой способ производства шел на слом и должен был уступить место следую щему историческому этапу — фабрично-заводскому . Жестокий экономический кризис парализовал производство и деятельность бесконечного количества артелей кустарей и мелких хозяйчиков ; увеличивающее ся количество пароходов разоряет прежних судовладельцев, работавших на су дах , которые тянулись по Волге силой бурлаков. ; Этот процесс происходил неравномерно, растянулся на несколько лет. Р а з о ряемый мещанин-хозяйчик, путем сложной системы займов и кредитов со сторо ны богатого купечества, постепенно превращается в «холопов промышленности». Эта-то обстановка и создает возможности безудержного самодурства и про извола Дикого и Кабановой. Пьесу Островский называет «Гроза». Этим он обоб щает образ этого явления природы с положением трудящ егося люда, он видит и ощущает в обстановке тогдашнего города перенапряженность сил, грозящ их всколыхнуться. Освежающая «Гроза» прошла стороной, ее жертвой пала К ате рина. Но при свете ее молний грозовые тучи в общественных взаимоотношениях обозначились еще резче. Понадобилось еще целых полстолетия с лишком и ряд последовательно н а растающих грозовых разрядов , чтобы мир варварской эксплоатации и азиатского гнета отошел от нас навсегда. „Гроза“ А. Н. Островского в театре „Красный факел" Гравюра К. БАРАНОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2