Сибирские огни, 1935, № 2

Сравнивая текст пьесы с текстом очерка Островского о путешествии его по верховьям Волги, отдельные отрывки из которого мы приводили выше, мы ви­ дим, что весь познавательный материал очерка целиком включен в пьесу. О т я ­ желом положении городского мещанства почти словами очерка говорит механик- самоучка Кулигин, о свирепых нравах в быту рассказы вает Кудряш. Таким образом , пьеса, написанная Островским в поразительно быстрый срок (июль-октябрь), вынашивалась автором в течение трех лет и в ней нашли наибо ­ лее яркое выражение радикально-демократические тенденции, имевшие место в его творчестве в это время. Какие же процессы жизни отражены в «Грозе» и что, собственно, является темой пьесы? Пьеса охватывает один из решающих этапов новой русской истории, когда создававшийся до этого времени в течение более трех столетий ремесленно-це­ ховой способ производства шел на слом и должен был уступить место следую ­ щему историческому этапу — фабрично-заводскому . Жестокий экономический кризис парализовал производство и деятельность бесконечного количества артелей кустарей и мелких хозяйчиков ; увеличивающее­ ся количество пароходов разоряет прежних судовладельцев, работавших на су­ дах , которые тянулись по Волге силой бурлаков. ; Этот процесс происходил неравномерно, растянулся на несколько лет. Р а з о ­ ряемый мещанин-хозяйчик, путем сложной системы займов и кредитов со сторо ­ ны богатого купечества, постепенно превращается в «холопов промышленности». Эта-то обстановка и создает возможности безудержного самодурства и про ­ извола Дикого и Кабановой. Пьесу Островский называет «Гроза». Этим он обоб ­ щает образ этого явления природы с положением трудящ егося люда, он видит и ощущает в обстановке тогдашнего города перенапряженность сил, грозящ их всколыхнуться. Освежающая «Гроза» прошла стороной, ее жертвой пала К ате ­ рина. Но при свете ее молний грозовые тучи в общественных взаимоотношениях обозначились еще резче. Понадобилось еще целых полстолетия с лишком и ряд последовательно н а ­ растающих грозовых разрядов , чтобы мир варварской эксплоатации и азиатского гнета отошел от нас навсегда. „Гроза“ А. Н. Островского в театре „Красный факел" Гравюра К. БАРАНОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2