Сибирские огни, 1935, № 2

„Гроза“ А. Н. Островского Гравюра К. БАРАНОВА в театре „Красный факел" Впервые сценическая традиция постановки «Грозы» была пересмотрена В. Э. Мейерхольдом в постановке б. Александрийского театр а в 1916 г. К сожалению, мы не имеем работы , принадлежащей лично В. Э. М ейерхоль ­ ду по этому спектаклю. Н. Волков, в своей книге, посвященной этому мастеру, приводит отрывок из газетной беседы с М ейерхольдом по поводу этой поста ­ новки. В этой беседе В. Э. М ейерхольд останавливается на рецензии «Т еатраль ­ ного вестника» за 1859 г., где, по поводу исполнения актрисой роли Варвары , говорится: «Она и зобразила по внешности женщину градусом ниже п оло ­ женного типа дочери богатой купчихи»... На этом основании, как видно по снимкам и эскизам этого спектакля , В. Э. М ейерхольд и художник Головин стремились выдерж ать «градус купеч е ­ ского быта», реконструируя и стилизуя его в плане «купеческого ампира» в п р и ­ ем ах , свойственных художникам «Мира искусств». Затем идет р яд постановок, толкующих «Грозу», как пьесу мистическую и символическую. По мысли художника М атрунина (2-я студия МХТ, 1920 г.), д е й ­ ствие «Грозы» должно происходить на груд е развороченных камней, на фоне д е ­ коративного задника , и зображ ающ его пучек расходящ ихся лучей. Здесь, пови- димому, камни изображ аю т развороченный муравейник быта, а р адуга лучей — «прекрасную душу» Катерины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2